Удмурты
|
|
|
В.Е. Владыкин, Л.С. Христолюбова
УДМУРТЫ – один из коренных народов северо-западного Приуралья, или Вятско-Камского междуречья. Общая численность
удмуртов в СССР в 1989 г. составила 746,8 тыс. человек, около 500 тыс. (66,4%) из них жили в Удмуртии. Перепись 2002
г. в России зафиксировала 636,9 тыс. удмуртов, в т.ч. в Удмуртии – 460,5 тыс. В отличие от других финноязычных
народов Поволжья удмурты довольно монолитны и расселены сравнительно компактно. Большинство их (88%) расселено в Приволжском
Федеральном округе: 72,3% в Удмуртии,15,7% – в субъектах этого же округа – Башкортостане, Татарстане,
Пермской и Кировской областях; 4,7% удмуртов – в Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской
областях Уральского Федерального округа. Остальные 7,3% расселены в 5 других федеральных округах, в том числе свыше 18 тыс.
– в Сибирском и Дальневосточном, более 12 тыс. – в Южном федеральном округе. При развале СССР около 32 тыс.
удмуртов оказались в ближнем зарубежье, более всего в Казахстане (≈16 тыс.) и Украине (8,5 тыс.).
Удмуртский язык вместе с коми языками составляет пермскую ветвь финно-угорской группы уральской семьи языков. В России
удмурты второй по численности (после мордвы) финно-угорский народ. Выделяют северный, южный и бесермянский диалекты удмуртского
языка и срединные говоры. На последние ориентируется удмуртский литературный язык, который начал формироваться ещё в дооктябрьское
время, когда было издано более 200 книг. Письменность возникла в XVIII в.: в 1775 г. в С-Петербурге вышла первая удмуртская
грамматика «Сочиненiя, принадлежащiя къ грамматике вотскаго языка», очевидно, коллективный труд под руководством
В. Пуцека-Григоровича. В ней дан алфавит, сформированный на основе русской графики (кириллицы). В последующие годы для обозначения
специфических звуков удмуртского языка в алфавит были добавлены буквы ӝ, ӟ, ӵ, ӥ, ӧ. Большинство
удмуртов владеет русским языком.
|
|
Удмуртская семья. Вятская губ., Сарапульский уезд, с. Бураново, нач. ХХ в. |
|
|
|
Удмуртки в традиционной праздничной одежде в день свадьбы. Вятская губ., Елабужский уезд, д. Чумойтло, нач. ХХ в |
|
По антропологическим характеристикам удмурты относятся к субуральскому (вятско-камскому) типу уральской малой расы, в котором
преобладают европеоидные черты с лёгкой монголоидностью. Отличительный признак удмуртского этноса – самый высокий
в мире «индекс рыжести» (превосходят кельтов). Большая часть верующих удмуртов – православные (первые акты
крещения в XVI в., массовая христианизация в XVIII в.), некоторая часть придерживается традиционных верований, распространены
различные формы религиозного синкретизма. Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид
ал-Гарнати, XII в.). В русских источниках удмурты под названием арян, арских людей упоминаются лишь в XIV в., до этого, очевидно,
использовался общий термин «пермь». Самоназвание «удмурт», «удморт» в литературе встречается
с XVIII в.
Территория Удмуртии заселялась с эпохи мезолита, возможно, и раньше. Этническая принадлежность древнейшего населения не
определена. Основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья, в разные периоды имели место
иноэтнические включения (индоиранские, угорские, тюркские, славянские). Истоки этногенеза удмуртов восходят к ананьинской
культуре (8–3 вв. до н.э.). Ананьинские племена имели разнообразные связи с ближними и дальними соседями (финно-угорский,
скифо-сарматский мир, Ср. Азия, Кавказ). На рубеже н.э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных
культур. Наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (3 в. до н.э.—5 в. н.э.), с которой у удмуртов
обнаруживается генетическая этнокультурная преемственность. Во 2-й пол. 1-го тыс. н.э. на базе позднепьяноборских поломской
и азелинской культур в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и ее притоков оформляется древнеудмуртская языковая общность.
Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (IX – XV вв.), которая передаёт эстафету письменной истории.
В эпоху средневековья происходит разделение удмуртов на северных и южных. Их развитие протекало в различных этноисторических
условиях, что предопределило своеобразие их этнографических характеристик: у южных удмуртов ощущается сильное тюркское влияние,
у северных – русское. Северные удмурты рано вошли в состав Вятской земли, которая складывалась в результате освоения
края русскими крестьянами-переселенцами. Постепенно Вятская земля становится вотчиной нижегородско-суздальских князей, а летом
1489 г. после длительной феодальной междоусобицы вместе со всеми вятчанами, в их числе и северными удмуртами, вошла в состав
Великого княжества Московского. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского
ханства, с падением последнего в 1552 г. они присоединены к Русскому государству. Считается, что присоединение завершилось
к 1558 г. Однако это был длительный процесс.
С вхождением в состав Русского централизованного государства ускорился процесс сложения удмуртской народности, усилились
многообразные этнокультурные связи. С учреждением Вятского наместничества (1780), позднее Вятской губернии (1796) удмурты
составили большинство населения четырёх её уездов (Глазовского, Сарапульского, Малмыжского, Елабужского) и были отнесены в
разряд государственных крестьян. 4 ноября 1920 г. образована государственность удмуртского народа в виде автономии, 28 декабря
1934 преобразована в автономную республику (УАССР), с 1991 — Удмуртская Республика. Территория Удмуртии 42,1 тыс. кв.
км. По переписи 2002 г. Удмуртию населяет 1570,3 тыс. человек. Столица – Ижевск (по-удмуртски Ижкар, 632 тыс. жит.)
– крупный индустриальный, научный, культурный центр.
Удмурты входят в Волго-Уральскую историко-этнографическую область, для которой характерно сочетание этнокультурных компонентов
разного исторического происхождения, обусловленное спецификой географического положения Поволжья, находящегося на границе
Европы и Азии, леса и степи, тюркско-мусульманского и славяно-христианского миров. В этих сложных условиях удмуртам удалось
сохранить своё этнокультурное своеобразие. Как этнос удмурты формировались в основном в условиях леса, что оказало огромное
воздействие на оформление их культуры, хозяйственного уклада, менталитета. Довольно рано (с эпохи бронзы) они перешли к производящим
формам хозяйства: земледелию и скотоводству в сочетании с охотой, которая у удмуртов очень рано приобрела товарный характер,
рыболовством, бортничеством, домашними ремёслами и промыслами. Для мужчин была характерна обработка металлов, дерева, кости,
кожи; женщины занимались изготовлением одежды, вышивкой, ткачеством.
|
|
|
|
Социальная организация удмуртов характеризовалась значительной архаичностью и консерватизмом. Основной социальной ячейкой
традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель), делами которой управлял совет (кенеш),
в основном по нормам обычного права (сям). Вся структура удмуртской общины была пронизана родственными отношениями.
Основная экономическая ячейка — малая семья; долго сохранялись, иногда под воздействием податной системы вновь возрождались
и большие неразделённые семьи. Отделившиеся семьи селились по соседству, образуя родственные гнёзда (бӧляк, иськавын),
широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме).
Комплекс традиционной этнокультуры удмуртов многообразен и богат. В материальной культуре привлекают внимание выразительные
постройки, своеобразные «летние» или «женские» дома (кенос), родовые или семейные святилища (куа),
такой архаический тип постройки был известен всем финно-угорским народам. Удмуртский женский костюм с многочисленными украшениями
из серебра, раковин каури, бисера считался одним из самых сложных и нарядных в Поволжье. Широкую известность и популярность
получили удмуртские/ пермские гостевые блюда: пельмени («хлебное ушко»), перепечи, табани.
|
|
Девушки в национальных костюмах (южные удмурты). ВАО, Можгинский р-н, нач. ХХ в. |
|
|
|
В удмуртской семье. ВАО, Вавожский р-н, д. Малиновка, 1926 г. |
|
Самобытны традицонные религиозные верования удмуртов, группирующиеся вокруг двух главных стержней: семейно-родовых и аграрных
культов; интересен институт Воршуда – сложное социально-культовое образование, ведущее происхождение от тотемистической
эпохи, с переходом от материнской к отцовской родовой организации воршуд приобретает черты патронимии. В сложной системе богатого
и разнообразного удмуртского фольклора особое место занимает песенное творчество. В республике до сих пор широко проводятся
фольклорные праздники, вечера, конкурсы, песенные фестивали. Обретение профессионального статуса в сфере культуры у удмуртов
произошло в советское время. Сложился отряд национальной интеллигенции: литераторы – Кузёбай Герд, Ашальчи Оки, Кедра
Митрей, М. Петров, Г. Красильников, Ф. Васильев, Н. Байтеряков, Г. Перевощиков; научные работники – Пётр и Александра
Перевощиковы, Иван и Маргарита Гришкины, Владимир и Татьяна Владыкины, В.Алатырев, Т.Тепляшина, И.Тараканов, В.Кельмаков,
К.Шибанов, Н.Павлов, К.Куликов, М.Иванова, С.Ворончихин, М.Муравьев, А.Загребин, Н.Стрелков, В.Туганаев, Ю.Перевощиков, Р.Гаврилов,
Ю.Кожевников и др.; музыканты – Г.Корепанов, Г.Корепанов-Камский, А.Корепанов; художники С.Виноградов, П.Ёлкин, М.Гарипов,
А.Ложкин, Ю.Лобанов; театральные деятели – К.Ложкин, К.Гаврилова, В.Перевощиков, Н.Бакишева, В.Садаева, Г.Владыкина,
П.Романов, А.Ложкин и мн. др. Мировую известность получили удмуртские спортсмены – лыжники и биатлонисты Т.Тихонова,
В.Медведцев, В.Никитин, Ю.Шамшурина (Степанова), легкоатлеты В.Сунцов, Г.Скурыгин, А.Корепанов.
|
|
|
|
Достижения удмуртского этноса в советский период могли и должны были быть более значительными, если бы не антиисторические
установки в национальной политике, в результате которых стали проявляться негативные явления: сокращение функционирования
удмуртского языка, отсутствие полной национальной школы, дефицит высококвалифицированных национальных кадров, низкий уровень
этнической идентичности, вплоть до нигилизма, неудовлетворенность национальным развитием, угроза экологической среде обитания
удмуртского этноса, подрыв его физического и нравственного здоровья и т.д. Демократизация социально-политической жизни в стране
в конце 1980-х гг. стимулировала заметную мобилизацию этничности народов России. Возникло национальное движение и удмуртов:
в 1988 был создан «Клуб удмуртской культуры», на базе которого возникло Общество удмуртской культуры («Дэмен»).
По его инициативе в 1990 г. была создана удмуртская молодёжная общественная организация «Шунды» («Солнце»).
В 1991 г. состоялся Всесоюзный съезд удмуртов, который принял решение о создании Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш»,
были приняты устав, программа, определены цели и задачи. Усилия национального движения привели к признанию удмуртского языка
в Удмуртии государственным наряду с русским. В 1994 г. был создан Комитет по делам национальностей при Правительстве Удмуртии,
(с 2001 г. – Министерство национальной политики). В том же 1994 г. была принята новая Конституции Удмуртской Республики,
в которой отражены новые тенденции ее развития. В ней утверждается, что Удмуртская Республика, являясь гарантией свободного
развития всех наций, населяющих ее, в то же время берет на себя заботу и об удмуртах, проживающих в других регионах страны,
оказывая им помощь в удовлетворении их национально-культурных потребностей. Это естественное право и обязанность единственного
в мире государственного образования удмуртов.
|
- Buch M. Die Wotjäken. Helsingfors, 1882.
- Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991; 1997.
- Владыкин В.Е., Никитина Г.А., Христолюбова Л.С. Удмурты/ Народы Поволжья и
Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы.
Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. С. 428–574. – (Народы и культуры).
- Удмурты: история, этнография, археология/ Библиографический указатель
(1751–2000). Ижевск, 2006.
- Удмурты/ Сост. З.А. Богомолова. М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2005. – (Серия «Культурное
наследие народов России»).
- Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. Л. , 1977.
- Смирнов И.Н. Вотяки. Казань, 1890.
- Христолюбова Л.С. Ученые – удмурты. Ижевск, 1997.
|
|
|