Археологическое наследие в современной культуре


М.Г. Иванова

В результате планомерных исследований многих поколений ученых накоплены огромные коллекции древних предметов, сосредоточенные в фондах учреждений культуры, образования и науки: Национального Музея Удмуртской Республики, Историко-культурного музея-заповедника "Иднакар", Археологического музея Удмуртского государственного университета, Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН. Значительные материалы конца XIX – первой половины XX в. хранятся в центральных музеях России – Государственном Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге и Российском историческом музее в г. Москве. Долгое время это уникальное достояние поколений оставалось доступным лишь узкому кругу специалистов. Но благодаря активной деятельности ученых по введению богатейших источников в научный оборот, использованию их в научных и научно-популярных трудах по древней истории, в 1990-е годы появился устойчивый интерес к древностям края со стороны широкого круга читателей и, что особенно важно, – работников культуры.

Ярким результатом совместной деятельности учреждений науки, культуры, охраны памятников последних десятилетий стало создание Историко-культурного музея-заповедника в г. Глазове в 1997 г. на базе городища Иднакар – одного из наиболее крупных поселений Волго-Камья и Урала эпохи Средневековья. В настоящее время он включает в свой состав территорию городища; помещение по ул. Советской с действующей небольшой экспозицией и выставочным залом, служебными помещениями; фонды с археологическими материалами и фото- и видеотекой в Удмуртском ИИЯЛ УрО РАН в г. Ижевске. Музей значительно расширил формы деятельности, приступил к изготовлению реплик, копий-новоделов украшений, оружия и доспехов, орудий труда, к реконструкции костюмных комплексов с наборами украшений, организует театрализованные представления воинов в костюмах и доспехах средневековья. В результате целенаправленной деятельности специалистов музея, научного коллектива по публикации материалов, адресованных широкому кругу читателей, городище стало своеобразным символом удмуртских древностей.

Коллекции памятника с великолепными образцами разнообразных орудий труда, изделий из цветных металлов, кости и рога с зоо-, орнито-, антропоморфными изображениями отражают различные стороны материальной и духовной деятельности населения, заключают в себе сложный комплекс исторически сложившихся архаических воззрений, глубинные пласты финно-угорской мифологии. Не случайно они вызывают неослабевающий интерес представителей художественной интеллигенции, творчески переосмысливающей традиции народного искусства.

В драматургических, поэтических произведениях писателей и поэтов, в живописи и графических работах художников с середины 1990-х годов стали отражаться темы богатырского периода удмуртского народа, фольклорные и мифологические мотивы. Первыми обратились к древним истокам поэты и писатели. Появились стихи и поэмы В. Ванюшева, пьесы “Эбга” П. Захарова и “Утелэ милемыз, инмаръёс” (“Храните нас, боги”) П. Ардашева, историческая повесть-легенда “Сюрес усьтиське мынисьлы” (“Дорога открывается идущему”) А. Леонтьева (1995). Мотивы древних сюжетов из жизни удмуртов, их связи с другими народами, борьба за существование и другие проблемы были отражены в первом полнометражном удмуртском художественном фильме “Тень Алангасара” режиссера А. Черниенко по сценарию В. Ар-Серги (1996).

Художники М. Гарипов, В. Белых, В. Мустаев, В. Михайлов, А. Абрамов, И. Безносова создали целые серии изобразительных произведений различных жанров и достигли выдающихся успехов в станковой живописи, книжной графике, офорте и т. д.

Знаменательным событием является использование художником Ю.Н. Лобановым в оформлении герба Удмуртской Республики символа птицы с развернутыми крыльями, который был найден на Кузьминском могильнике XI–XIII вв. Заметным явлением в культурной жизни стало возрождение С.Н. Кунгуровым старинного ритуального музыкального инструмента крезь, занявшего сегодня прочное место в культуре Удмуртии. По находкам на городище Иднакар подставок под струны реконструирован и музыкальный инструмент, получивший название пыжкрезь.

Не менее значимым направлением является реконструкция на основе археологических материалов костюмных комплексов различных хронологических периодов, которые экспонируются в музеях, используются в спектаклях, массовых представлениях. Л. А. Молчанова, изучив погребальные комплексы разных периодов, разработала костюмы героев художественного фильма “Тень Алангасара”, различных спектаклей по эпосу удмуртов, в том числе и молодежного театра “Иднакар”. В.П. Степанов по материалам Концовского могильника VI–VII вв. выполнил копии комплексов металлических украшений мужского и женского костюмов для театра фольклорной песни “Айкай”. Древние локальные варианты удмуртской одежды нашли отражение в уникальных костюмных комплексах театра “Айкай”, которые создал художник П.П. Данилов. В них продумана каждая деталь, бережно сохранено цветовое соотношение декора, имеющее в удмуртской мифологии символическое значение.

Исключительно важное значение приобрела работа по использованию археологических материалов в современном декоративно-прикладном искусстве. С созданием в начале 1990-х гг. Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел, домов ремесел в районных центрах и крупных поселках древняя культура и уникальные коллекции оказались в центре внимания народных умельцев. Археологическое наследие оказалось созвучно их устремлениям, ментальности. 

В последние годы в результате систематической работы ученых с народными мастерами появляются многочисленные образцы высокохудожественных изделий с символикой, образами, сюжетами древнего искусства. Богатейшее археологическое наследие используется в большей степени в традиционных направлениях: обработке дерева, бересты, ткачестве, гобелене, вышивке, соломке. Наиболее привлекательными и популярными оказались образы коня (подвески-коньки и двуглавые), лося, медведя, птицы с развернутыми крыльями, изображение мирового древа, матери Солнца (Шунды-мумы), отождествляемой с красочными височными подвесками.

Коллекции Иднакара явились основой возрождения утраченного искусства резной кости в Центре ремесел с. Алнаши мастером Ю. В. Конюховым. При изготовлении подвесок, брошей и диадем, кулонов и ожерелий мастер находит приемы лаконичного изображения образов зверей и птиц, творчески копируя образцы древнего искусства удмуртов, пермского звериного стиля. Многие его изделия практически являются копиями-репликами древних предметов, другие – близки по форме, но отличаются декором, пропорциями. Скульптурные композиции созданы по мотивам, навеянным мифологическими представлениями. Сегодня к обработке кости и рога обратились мастера ряда домов ремесел, и можно с уверенностью констатировать, что в косторезном искусстве Удмуртии утвердился уникальный стиль, органично сочетающий высокое искусство резьбы, мотивы и элементы декора, основанные на традициях средневековья.

Значительным событием в культурной жизни Республики стали ежегодные конкурсы-фестивали садово-парковой скульптуры, проводимые в городах и районных центрах с использованием культурных ценностей древности. В последние годы предпринимаются попытки изготовления украшений из цветных металлов в г. Глазове, керамических изделий в с. Алнаши, получает развитие кузнечное дело в пос. Игра. Выставки изделий декоративно-прикладного искусства, мастер-классы стали непременным атрибутом и украшением республиканских праздников, мастера Удмуртии неизменно завоевывают призовые места на международных, всероссийских, региональных конкурсах, фестивалях. В Центрах ремесел организована кружковая работа для детей по обучению их основам художественных ремесел, передачи традиций, опыта поколений для творческой деятельности в новых условиях и формах, дальнейшего включения в современное культурное пространство, что является залогом более широкого освоения бесценного фонда археологического наследия.

Фото археологических предметов с зооморфными сюжетами и современное их воплощение в разных материалах:

В залах Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар»
В залах Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар»
Реконструкция кузницы в экспозиции Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар»
Реконструкция кузницы в экспозиции Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар»
Реконструкция девичьего костюма VIII–IX вв. (Выполнены Л.А. Молчановой по материалам могильника Мыдлань-шай)
Реконструкция девичьего костюма VIII–IX вв. (Выполнены Л.А. Молчановой по материалам могильника Мыдлань-шай)
Реконструкции костюмных комплексов чепецкой культуры. XI–XIII вв. (Выполнены Л.А. Молчановой)
Реконструкции костюмных комплексов чепецкой культуры. XI–XIII вв. (Выполнены Л.А. Молчановой)
Подвеска-птица. Бронза. XIII в. Кузьминский могильник. ИКМЗИ
Подвеска-птица. Бронза. XIII в. Кузьминский могильник. ИКМЗИ
Панно из соломки по мотивам средневековой подвески-птицы. Старо-Моньнский дом ремесел, Мало-Пургинский р-н
Панно из соломки по мотивам средневековой подвески-птицы. Старо-Моньнский дом ремесел, Мало-Пургинский р-н
Герб Удмуртской Республики
Герб Удмуртской Республики
Значок по мотивам средневековой подвески-птицы. Мельхиор. Глазов
Значок по мотивам средневековой подвески-птицы. Мельхиор. Глазов
Панно по мотивам средневековой подвески-птицы и гребня. Гобелен. Старо-Моньнский дом ремесел, Мало-Пургинский р-н
Панно по мотивам средневековой подвески-птицы и гребня. Гобелен. Старо-Моньнский дом ремесел, Мало-Пургинский р-н
Панно по мотивам подвески «Шунды Мумы».. Гобелен. Старо-Моньнский дом ремесел, Мало-Пургинский р-н
Панно по мотивам подвески «Шунды Мумы».. Гобелен. Старо-Моньнский дом ремесел, Мало-Пургинский р-н
Гребень. Рог. Х–XII в. Городище Иднакар. ИКМЗИ
Гребень. Рог. Х–XII в. Городище Иднакар. ИКМЗИ
Височная подвеска «Шунды Мумы». Серебро, позолота. IХ–Х вв. Варнинский могильник. УИИЯЛ УрО РАН
Височная подвеска «Шунды Мумы». Серебро, позолота. IХ–Х вв. Варнинский могильник. УИИЯЛ УрО РАН
Подставки под струны музыкального инструмента. Кость. Х–XII в. Городище Иднакар. ИКМЗИ
Подставки под струны музыкального инструмента. Кость. Х–XII в. Городище Иднакар. ИКМЗИ
Вариант реконструкции  музыкального инструмента по находкам на городище Иднакар
Вариант реконструкции музыкального инструмента по находкам на городище Иднакар
Скульптура «Шунды-мумы».  Серебро, мрамор, яшма. Скульптура В. О. Кельма
Скульптура «Шунды-мумы». Серебро, мрамор, яшма. Скульптура В. О. Кельма
Скульптура «Водяной конь». А. Кузнецов. Конкурс садово-парковой скульптуры. Ува
Скульптура «Водяной конь». А. Кузнецов. Конкурс садово-парковой скульптуры. Ува
Подвеска с  коньковыми головками. Рог.  XII–XIII вв. Городище Иднакар. ИКМЗИ
Подвеска с коньковыми головками. Рог. XII–XIII вв. Городище Иднакар. ИКМЗИ
Подвеска по мотивам произведений пермского звериного стиля. Кость. Ю.В. Конюхов. Алнашский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел
Подвеска по мотивам произведений пермского звериного стиля. Кость. Ю.В. Конюхов. Алнашский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел
Заколка. Кость. Ю.В. Конюхов. Алнашский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел
Заколка. Кость. Ю.В. Конюхов. Алнашский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел