В результате планомерных исследований многих поколений ученых накоплены огромные коллекции древних предметов, сосредоточенные
в фондах учреждений культуры, образования и науки: Национального Музея Удмуртской Республики, Историко-культурного музея-заповедника
"Иднакар", Археологического музея Удмуртского государственного университета, Удмуртского института истории, языка и литературы
УрО РАН. Значительные материалы конца XIX – первой половины XX в. хранятся в центральных музеях России – Государственном
Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге и Российском историческом музее в г. Москве. Долгое время это уникальное достояние поколений
оставалось доступным лишь узкому кругу специалистов. Но благодаря активной деятельности ученых по введению богатейших источников
в научный оборот, использованию их в научных и научно-популярных трудах по древней истории, в 1990-е годы появился устойчивый
интерес к древностям края со стороны широкого круга читателей и, что особенно важно, – работников культуры.
Ярким результатом совместной деятельности учреждений науки, культуры, охраны памятников последних десятилетий стало создание
Историко-культурного музея-заповедника в г. Глазове в 1997 г. на базе городища Иднакар – одного из наиболее крупных
поселений Волго-Камья и Урала эпохи Средневековья. В настоящее время он включает в свой состав территорию городища; помещение
по ул. Советской с действующей небольшой экспозицией и выставочным залом, служебными помещениями; фонды с археологическими
материалами и фото- и видеотекой в Удмуртском ИИЯЛ УрО РАН в г. Ижевске. Музей значительно расширил формы деятельности, приступил
к изготовлению реплик, копий-новоделов украшений, оружия и доспехов, орудий труда, к реконструкции костюмных комплексов с
наборами украшений, организует театрализованные представления воинов в костюмах и доспехах средневековья. В результате целенаправленной
деятельности специалистов музея, научного коллектива по публикации материалов, адресованных широкому кругу читателей, городище
стало своеобразным символом удмуртских древностей.
Коллекции памятника с великолепными образцами разнообразных орудий труда, изделий из цветных металлов, кости и рога с зоо-,
орнито-, антропоморфными изображениями отражают различные стороны материальной и духовной деятельности населения, заключают
в себе сложный комплекс исторически сложившихся архаических воззрений, глубинные пласты финно-угорской мифологии. Не случайно
они вызывают неослабевающий интерес представителей художественной интеллигенции, творчески переосмысливающей традиции народного
искусства.
В драматургических, поэтических произведениях писателей и поэтов, в живописи и графических работах художников с середины
1990-х годов стали отражаться темы богатырского периода удмуртского народа, фольклорные и мифологические мотивы. Первыми обратились
к древним истокам поэты и писатели. Появились стихи и поэмы В. Ванюшева, пьесы “Эбга” П. Захарова и “Утелэ
милемыз, инмаръёс” (“Храните нас, боги”) П. Ардашева, историческая повесть-легенда “Сюрес усьтиське
мынисьлы” (“Дорога открывается идущему”) А. Леонтьева (1995). Мотивы древних сюжетов из жизни удмуртов,
их связи с другими народами, борьба за существование и другие проблемы были отражены в первом полнометражном удмуртском художественном
фильме “Тень Алангасара” режиссера А. Черниенко по сценарию В. Ар-Серги (1996).
Художники М. Гарипов, В. Белых, В. Мустаев, В. Михайлов, А. Абрамов, И. Безносова создали целые серии изобразительных произведений
различных жанров и достигли выдающихся успехов в станковой живописи, книжной графике, офорте и т. д.
Знаменательным событием является использование художником Ю.Н. Лобановым в оформлении герба Удмуртской Республики символа
птицы с развернутыми крыльями, который был найден на Кузьминском могильнике XI–XIII вв. Заметным явлением в культурной
жизни стало возрождение С.Н. Кунгуровым старинного ритуального музыкального инструмента крезь, занявшего сегодня прочное место
в культуре Удмуртии. По находкам на городище Иднакар подставок под струны реконструирован и музыкальный инструмент, получивший
название пыжкрезь.
Не менее значимым направлением является реконструкция на основе археологических материалов костюмных комплексов различных
хронологических периодов, которые экспонируются в музеях, используются в спектаклях, массовых представлениях. Л. А. Молчанова,
изучив погребальные комплексы разных периодов, разработала костюмы героев художественного фильма “Тень Алангасара”,
различных спектаклей по эпосу удмуртов, в том числе и молодежного театра “Иднакар”. В.П. Степанов по материалам
Концовского могильника VI–VII вв. выполнил копии комплексов металлических украшений мужского и женского костюмов для
театра фольклорной песни “Айкай”. Древние локальные варианты удмуртской одежды нашли отражение в уникальных костюмных
комплексах театра “Айкай”, которые создал художник П.П. Данилов. В них продумана каждая деталь, бережно сохранено
цветовое соотношение декора, имеющее в удмуртской мифологии символическое значение.
Исключительно важное значение приобрела работа по использованию археологических материалов в современном декоративно-прикладном
искусстве. С созданием в начале 1990-х гг. Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел, домов ремесел
в районных центрах и крупных поселках древняя культура и уникальные коллекции оказались в центре внимания народных умельцев.
Археологическое наследие оказалось созвучно их устремлениям, ментальности.
В последние годы в результате систематической работы ученых с народными мастерами появляются многочисленные образцы высокохудожественных
изделий с символикой, образами, сюжетами древнего искусства. Богатейшее археологическое наследие используется в большей степени
в традиционных направлениях: обработке дерева, бересты, ткачестве, гобелене, вышивке, соломке. Наиболее привлекательными и
популярными оказались образы коня (подвески-коньки и двуглавые), лося, медведя, птицы с развернутыми крыльями, изображение
мирового древа, матери Солнца (Шунды-мумы), отождествляемой с красочными височными подвесками.
Коллекции Иднакара явились основой возрождения утраченного искусства резной кости в Центре ремесел с. Алнаши мастером Ю.
В. Конюховым. При изготовлении подвесок, брошей и диадем, кулонов и ожерелий мастер находит приемы лаконичного изображения
образов зверей и птиц, творчески копируя образцы древнего искусства удмуртов, пермского звериного стиля. Многие его изделия
практически являются копиями-репликами древних предметов, другие – близки по форме, но отличаются декором, пропорциями.
Скульптурные композиции созданы по мотивам, навеянным мифологическими представлениями. Сегодня к обработке кости и рога обратились
мастера ряда домов ремесел, и можно с уверенностью констатировать, что в косторезном искусстве Удмуртии утвердился уникальный
стиль, органично сочетающий высокое искусство резьбы, мотивы и элементы декора, основанные на традициях средневековья.
Значительным событием в культурной жизни Республики стали ежегодные конкурсы-фестивали садово-парковой скульптуры, проводимые
в городах и районных центрах с использованием культурных ценностей древности. В последние годы предпринимаются попытки изготовления
украшений из цветных металлов в г. Глазове, керамических изделий в с. Алнаши, получает развитие кузнечное дело в пос. Игра.
Выставки изделий декоративно-прикладного искусства, мастер-классы стали непременным атрибутом и украшением республиканских
праздников, мастера Удмуртии неизменно завоевывают призовые места на международных, всероссийских, региональных конкурсах,
фестивалях. В Центрах ремесел организована кружковая работа для детей по обучению их основам художественных ремесел, передачи
традиций, опыта поколений для творческой деятельности в новых условиях и формах, дальнейшего включения в современное культурное
пространство, что является залогом более широкого освоения бесценного фонда археологического наследия.
Фото археологических предметов с зооморфными сюжетами и современное их воплощение в разных материалах:
|