Одежда

Костюм южных удмуртов. Удмуртская Республика. 2005 год. Фото К.И. Куликова.
Костюм южных удмуртов. Удмуртская Республика. 2005 год. Фото К.И. Куликова.

Л. С. Христолюбова

ОДЕЖДА/дӥськут – один из важных элементов культуры, отражает этнические, социальные и локальные особенности. Вклад в изучение традиционного удмуртского костюма внесли Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И.Г. Георги Г.Н. Потанин, Г.Е. Верещагин, Н.Г. Первухин, В.Н. Белицер, Т.А. Крюкова, С.Н. Виноградов, Л.И. Савельева, С.Х. Лебедева, Л.А. Молчанова, И.А. Косарева. Этнограф В.Н. Белицер впервые разделила костюмный комплекс удмуртов на северный и южный. Исследователи второй половины ХХ в. выделяют  в костюмном комплексе северных удмуртов верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. В нижнечепецком, в свою очередь, различают комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области.

Основу североудмуртского женского костюма составлял комплект из рубахи/дэрем и распашного кафтана/шортдэрем. Женская рубаха туникообразного покроя состояла из центрального полотнища без плечевых швов с прямыми боковыми клиньями, треугольным или овальным шейным вырезом без воротника (у косинских – прямой разрез),  прямыми рукавами с ластовицей. Рукава и подол украшали вышивкой, которая на рукавах была двух видов: поперечная под названием  пелё/колтырмач в предплечье; продольная во всю длину рукава с ромбическим (у косинских) и овальным (у слободских) рельефным орнаментом, названным гордэн по красному цвету. В обоих случаях вышивка и концы рукавов дополнялись полосками кумача.

Северные удмурты. Глазовский район Удмуртской Республики. Фото К.И. Куликова.
Северные удмурты. Глазовский район Удмуртской Республики. Фото К.И. Куликова.
Костюм закамских удмуртов. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова.
Костюм закамских удмуртов. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова.

Девичья рубаха дэрем отличалась тем, что вышивку на концах рукавов и подоле заменяли тканые красные полосы или нашитый красный ситец. Ситцевый треугольник пришивали и на грудь. Разрез на груди был слева и скреплялся завязками. Вышитый узор в плечевой части рукавов отличался от женской рубахи лишь меньшим размером. Белые вышитые рубахи такого типа в XVIII – первой половине XIX вв. бытовали на всей территории расселения удмуртов, но лишь у нижнечепецких сохранялись до середины ХХ в. В верхнечепецкой рубахе к концу XIX в. вышивка сменилась узорным ткачеством, к подолу пришивали цветную тесьму.

Женский костюм завятских удмуртов. Фото К.И. Куликова.
Женский костюм завятских удмуртов. Фото К.И. Куликова.
Костюм закамских удмуртов. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова.
Костюм закамских удмуртов. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова.

На рубаху надевали аналогичный ей по крою, но разрезанный спереди по всей длине распашной шортдэрем с отложным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы  на груди соединялись полоской вышивки или завязками. В зависимости от способа украшения, цвета вышивки и отделочных тканей, количества нашитого кумача шортдэрем имел разные названия. Шортдэрем зöк кумач понэм был сложным в оформлении, его надевали на свадьбу, в Рождество, в первый день масленицы и на Пасху. На второй день этих праздников более подходящим считался шортдэрем кöтуло. Тот и другой носили с рубахой гордэн.

Верхнечепецкий шортдэрем и рубаха к концу XIX в. изменились. У кафтана не стало воротника и рукавов, проймы обшивали полосатым холстом. По бокам вставляли косые клинья, отрезную спинку присборивали на талии, на подол нашивали ситцевую оборку. Белый распашной кафтан шортдэрем такого покроя бытовал здесь до первой четверти ХХ века, но повседневные зимние шили из пестряди и с рукавами до кистей. Верхнечепецкий девичий шортдэрем, в отличие от нижнечепецкого, имел воротник  матросского типа и небольшую поперечную вышивку на рукаве. Вышивкой украшали полы, воротник и подол.

Каждый комплект, состоящий из рубахи и кафтана шортдэрем, имел свой вариант съемного вышитого нагрудника кабачи. Он прикрывал разрез на груди и надевался поверх рубахи. В конце XIX в. вышитый нагрудник заменяется аппликативным  муресазь.

Одежда южных удмуртов известна в нескольких локальных вариантах: собственно южноудмуртский, калмезский, завятский, или арский; закамский, бавлинский. Удмуртам, живущим за пределами республики, принадлежат завятский, закамский, бавлинский комплексы.

Сестры Артановы в костюмах Южных удмуртов с нагрудными украшениями из монет. 1991 г. УАССР, Киясовский р-н, д. Карамас-Пельга.
Сестры Артановы в костюмах Южных удмуртов с нагрудными украшениями из монет. 1991 г. УАССР, Киясовский р-н, д. Карамас-Пельга.
Южные удмурты. Костюм невесты.  УР, 1996 г.
Южные удмурты. Костюм невесты. УР, 1996 г.

Южноудмуртский костюмный комплекс прежде состоял из холщовой рубахи и кафтана/шортдэрем. Рубаха южных удмуртов еще в конце XIX в. шилась из     пестряди,  к центральному полотнищу, составлявшему перед и спину, пришивали скошенные боковые клинья. Рукава сужались у запястья. Небольшой стоячий воротник застегивался на крючок или пуговицу. Вдоль прямого грудного разреза женской (но не девичьей) рубахи нашивались полосы ситца/муресазь. Аппликативный съемный нагрудник/муресшет, в отличие от североудмуртского, надевали под рубаху. К подолу рубах пришивали оборку/итэт/карта, а между нею и рубахой – узорную полоску. Ширина нижней оборки в разных традициях колеблется от 12–15 см до 40 см. Позже в ряде локальных групп появилась вторая короткая оборка. Наиболее заметное тюркское влияние испытала одежда закамских удмуртов, живущих в Башкортостане и Куединском районе Пермской области.

Традиционная праздничная летняя одежда северных удмуртов  (верхнечепецкая группа). В костюме Н.И.Шутова, доктор исторических наук. 2000 г.
Традиционная праздничная летняя одежда северных удмуртов (верхнечепецкая группа). В костюме Н.И.Шутова, доктор исторических наук. 2000 г.
Кириллова А.Н., уроженка д. Шабердино Завьяловского р-на УАССР, в национальной одежде (южные удмурты). 1989 г.
Кириллова А.Н., уроженка д. Шабердино Завьяловского р-на УАССР, в национальной одежде (южные удмурты). 1989 г.

Важный элемент женской одежды – передник/ айшет/азькышет/ашшет. В  костюме северных удмуртов он не имел нагрудника, его носили поверх кафтана/шортдэрем, южные удмурты шили передники с высокой грудкой. Праздничный комплект нижнечепецких и завятских удмуртов имел поясные подвески/урдэс кышет. В костюме невесты завятских удмуртов был пояс/зар.

Необходимой частью женского костюма были холщовые штаны/эрезь/ ваёпуйы/штань.

Верхней одеждой служили длинные полушерстяные и шерстяные кафтаны/зыбын/камзол/дилян/дüсь/дукес двух видов: приталенные с цельнокроеными полами и спинкой, отрезные на спине и с борами по талии. Аналогичными по крою были овчинные тулупы, обычно крытые тканью.

Девичьи головные уборы – круглая или овальная холщовая шапочка/такья, обшитая кумачом, бисером и монетами; головные повязки/йыркерттэт/укотуг из кумача или холста, украшенные вышивкой, позументом, лентами, блестками;     платки. В девичьем костюмном комплексе бавлинских удмуртов бытовала налобная повязка/тятяк, к которой приспосабливали большой бант/сюрок  из платка.

Головной убор замужней женщины у северных удмуртов состоял из платка и налобной повязки, сверху носили головное полотенце/весяккышет/йыркотыр с вышитыми или ткаными красными полосками на концах. У южных удмуртов женский головной убор включал налобную повязку/йыркерттэт, украшенную бусами и монетами, её носили в комплексес головным полотенцем/чалма, конусообразным головным убором/айшон и покрывалом/сюлык. Узорные концы чалмы прикрывали спину и заправлялись за пояс. С завершением детородного периода чалма заменялась холщовой шапочкой с расположенными по спине расширяющимися концами/пельшет. Поверх полотенца носили платок.

Женский костюм включал украшения из бус, монет, раковин. Это шейные и нагрудные украшения, серьги/пельугы, перевязи/камали/бутьмар и другие.

Мужская одежда удмуртов состояла из рубахи туникообразного покроя/дэрем с разрезом на груди из холста или пестряди, позже – фабричных тканей. Имела в разных локальных традициях свои особенности в оформлении. Это вышивка и другие декоративные элеметы на вороте, груди, рукавах и чаще всего на подоле. Рубаху носили навыпуск, подпоясываясь поясом/кускерттон или ремнём/е. Мужские штаны шили из холста в полоску с вставными клиньями. Верхней мужской одеждой были суконный кафтан/дукес,  шуба/пась, отличавшиеся по покрою от женских.

Варежки. Узорное вязание. д. Каменное Завьяловского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.
Варежки. Узорное вязание. д. Каменное Завьяловского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.
Носки шерстяные. Узорное вязание. д. Каменное Завьяловского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.
Носки шерстяные. Узорное вязание. д. Каменное Завьяловского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.

Распространенной обувью удмуртов были лапти из лыка/кут с цветными шерстяными оборами. Праздничной обувью считались ботинки/ката, которые носили с вышитыми по белому холщовыми, позднее вязаными, чулками. У мужчин праздничной обувью считались сапоги.  Зимой носили валенки/гын сапег.

Лапти. Фото К.И. Куликова.
Лапти. Фото К.И. Куликова.
Валенки. Фото К.И.Куликова.
Валенки. Фото К.И.Куликова.