Полотенце


Л. С. Христолюбова

ПОЛОТЕНЦЕ/ӵушкон/чалма/кузь кышет/йыркотыр – отрез белого холста в полтора – два метра длиной с вышитыми или затканными узором концами имеет разное назначение. Чалма/йыркотыр/весяккышет/кузь кышет – женский головной убор в виде длинного белого холста с декорированными концами, носили под головным убором/айшон, свисающие по спине концы заправляли под тесемки передника.  Этот убор надевали во время свадьбы после переезда молодой в дом мужа и носили до окончания детородного периода. Поговорка «Чалма поныны эн дырты» (Не торопись надеть чалму)  означает «не спеши замуж». Женщина имела комплект повседневных и праздничных экземпляров.

Удмуртский орнамент. Концы головных полотенец. Фото К.И. Куликова.
Удмуртский орнамент. Концы головных полотенец. Фото К.И. Куликова.
Головное полотенце – чалма. Современный удмуртский костюм. Южные удмурты. Фото К.И. Куликова.
Головное полотенце – чалма. Современный удмуртский костюм. Южные удмурты. Фото К.И. Куликова.

Декоративные полотенца/ӵоге ошон предназначались для украшения интерьера. Полотенца дарили в основном в обрядовых ситуациях: одаривали рекрута, вручали победителям конных скачек на весенних обрядах начала полевых работ, повитухе за помощь при родах, родственникам жениха на свадьбе. Жрецы, обращаясь к богам во время молений, ритуальные атрибуты (блюдо с кашей, хлеб, деньги) держали в руках на полотенце. На полотенцах несли гроб  с телом умершего, с их помощью опускали гроб в могилу. Некрещеные удмурты привязывали полотенце к надмогильному сооружению/ столбу: полотенце в народных представлениях ассоциировалось с мостом/переправой/ дорогой в загробный мир.

В повседневной культуре были распространены бытовые полотенца/ӵушкон/бам кышет/ки ӵушон/ӵушет.




В настоящее время полотенце активно используется для украшения интерьера, в качестве ритуального предмета, подарка. Современные мастера большей частью декорируют полотенца вышивкой крестом, гладью, изредка тамбурным швом.