Гигиена и косметология


Попова Е. В.

Гигиена и косметология/ ёзви кыдатон но мугор утён. Способы ухода за телом и народная косметология удмуртов представляли единое целое. Приемы украшения или декорирования тела распространения в традиционной культуре не имели, но понятие о красоте издавна связывали со здоровьем.

Гигиена и уход за телом ребенка сохраняли многие архаичные приемы  и представления о хорошем физическом состоянии. Содержание ребенка в чистоте рассматривалось как условие здоровья и профилактики заболеваний. Полагали, что при частом посещении бани ребенок быстрее растет. С младенческим возрастом связаны и специальные гигиенические требования. Это выведение на плечах, спине, руках и ногах «щетинки» – пуны гон «собачья шерсть». В бане, распарив тело ребенка, легкими движениями ладоней растирали кожу. При этом использовали тесто, хлебные шарики, закваску.

После купания малыша обтирали сухой пеленкой. Покрасневшие места, опрелости, складки кожи тщательно подсушивали и посыпали детской присыпкой домашнего изготовления. Обычно использовали сухую размельченную древесную труху; прожаренную муку, печную золу, пыльцу с соцветий ели.

Многие приемы и средства для ухода за телом встречались и среди других народов. Например, в качестве заменителя мыла для стирки одежды и мытья головы использовали щелок/ пень ву – древесную золу, запаренную кипятком.

Важная роль в традиционной гигиене отводилась бане. В гигиенических целях баню топили еженедельно. Сложилась определенная последовательность в ее посещении. Вначале в «горячий пар» шли мужчины, затем – женщины с детьми и старики. Для распаривания тела применяли березовый, реже пихтовый и дубовый веники. В веник могли добавлять травы. Растирали тело веником или лыковым мочалом. Использовали настои луговых трав, запаривали чистотел.

Печь в бане и полог. МАССР,  Мари-Турекский р-н, с. Б. Карлыган, 1989 г.
Печь в бане и полог. МАССР, Мари-Турекский р-н, с. Б. Карлыган, 1989 г.
Старушка вяжет веники. ВАО,  Малопургинский р-н, д. Нижние Юри, 1930 г.
Старушка вяжет веники. ВАО, Малопургинский р-н, д. Нижние Юри, 1930 г.

Косметическим средством для укрепления и обеспечения эластичности волос считали квас, брагу, закваску, простоквашу или кислое молоко. Обычно их наносили после мытья на волосы головы и смывали через какое-то время водой.

 Постоянная работа под солнцем и ветром делала кожу лица и рук сухой. Поэтому ее приходилось смазывать сметаной, маслом, внутренним гусиным или животным жиром. Широко использовали растительное конопляное и льняное масла. Повсеместно распространенным косметическим средством для отбеливания кожи лица, выведения веснушек были кислое молоко и простокваша.

Понятие о чистоте связано с умение содержать в порядке избу. Это было важным хозяйственным навыком женщины. Регулярное мытьё избы проводилось каждую неделю перед посещением бани и в канун праздников. Весной перед пасхальной неделей и до начала сельскохозяйственных работ было принято мыть потолки и стены. По случаю мытья избы устраивали женские помочи, которые вечером заканчивались посещением бани и совместной трапезой.

При появлении в избе насекомых – тараканов, клопов – применяли дополнительные меры. Это комплекс практических приемов гигиены и обряды, связанные с выведением насекомых. В этом случае даже устраивали обряд «проводов» клопов или тараканов. Насекомое клали в  небольшую коробку или лапоть и с песнями и заговором выносили за пределы деревни.

В целом средства и приемы гигиены, связанные с жилым помещением и содержанием в чистоте тела, были направлены на предупреждение заболеваний, укрепление и поддержку здорового организма.