Гигиена и косметология
|
|
|
Попова Е. В.
Гигиена и косметология/ ёзви кыдатон но мугор утён. Способы ухода за телом и народная косметология удмуртов представляли
единое целое. Приемы украшения или декорирования тела распространения в традиционной культуре не имели, но понятие о красоте
издавна связывали со здоровьем.
Гигиена и уход за телом ребенка сохраняли многие архаичные приемы и представления
о хорошем физическом состоянии. Содержание ребенка в чистоте рассматривалось как условие здоровья и профилактики заболеваний.
Полагали, что при частом посещении бани ребенок быстрее растет. С младенческим возрастом связаны и специальные гигиенические
требования. Это выведение на плечах, спине, руках и ногах «щетинки» – пуны гон «собачья шерсть».
В бане, распарив тело ребенка, легкими движениями ладоней растирали кожу. При этом использовали тесто, хлебные шарики, закваску.
После купания малыша обтирали сухой пеленкой. Покрасневшие места, опрелости, складки кожи тщательно подсушивали и
посыпали детской присыпкой домашнего изготовления. Обычно использовали сухую размельченную древесную труху; прожаренную муку,
печную золу, пыльцу с соцветий ели.
Многие приемы и средства для ухода за телом встречались и среди других народов.
Например, в качестве заменителя мыла для стирки одежды и мытья головы использовали щелок/ пень ву – древесную
золу, запаренную кипятком.
Важная роль в традиционной гигиене отводилась бане. В гигиенических целях баню
топили еженедельно. Сложилась определенная последовательность в ее посещении. Вначале в «горячий пар» шли мужчины,
затем – женщины с детьми и старики. Для распаривания тела применяли березовый, реже пихтовый и дубовый веники. В веник
могли добавлять травы. Растирали тело веником или лыковым мочалом. Использовали настои луговых трав, запаривали чистотел.
|
|
Печь в бане и полог. МАССР, Мари-Турекский р-н, с. Б. Карлыган, 1989 г. |
|
|
|
Старушка вяжет веники. ВАО, Малопургинский р-н, д. Нижние Юри, 1930 г. |
|
Косметическим средством для укрепления и обеспечения эластичности волос считали квас, брагу, закваску, простоквашу или
кислое молоко. Обычно их наносили после мытья на волосы головы и смывали через какое-то время водой.
Постоянная
работа под солнцем и ветром делала кожу лица и рук сухой. Поэтому ее приходилось смазывать сметаной, маслом, внутренним гусиным
или животным жиром. Широко использовали растительное конопляное и льняное масла. Повсеместно распространенным косметическим
средством для отбеливания кожи лица, выведения веснушек были кислое молоко и простокваша.
Понятие о чистоте связано
с умение содержать в порядке избу. Это было важным хозяйственным навыком женщины. Регулярное мытьё избы проводилось каждую
неделю перед посещением бани и в канун праздников. Весной перед пасхальной неделей и до начала сельскохозяйственных работ
было принято мыть потолки и стены. По случаю мытья избы устраивали женские помочи, которые вечером заканчивались посещением
бани и совместной трапезой.
При появлении в избе насекомых – тараканов, клопов – применяли дополнительные
меры. Это комплекс практических приемов гигиены и обряды, связанные с выведением насекомых. В этом случае даже устраивали
обряд «проводов» клопов или тараканов. Насекомое клали в небольшую коробку или лапоть и с песнями и
заговором выносили за пределы деревни.
В целом средства и приемы гигиены, связанные с жилым помещением и содержанием
в чистоте тела, были направлены на предупреждение заболеваний, укрепление и поддержку здорового организма.
|
|
|