Народная метрология


Г. А. Никитина

Народная метрология/лыдӟон-пертчон амалъёс, возникнув в глубокой древности из потребностей производственной деятельности человека, постепенно усложнялась, обогащалась вместе с развитием общества и частной собственности, появлением земельных переделов и межевания угодий, расширением торговли, углублением межэтнических контактов.

В основе наиболее древних систем измерения у удмуртов, как и у многих народов мира, лежали элементарно-простые движения человека или части тела. Так, к распространенным мерам длины относились шаг/вамыш, вамыштэт, локоть/гырпум, пядь/вись, ладонь/кикур, маховая сажень/сыл, сул, косая сажень/сузьмон. Так как длина шага у всех людей разная, при измерениях обычно пользовались средней величиной шага в 80–90 см. За длину локтя брали расстояние от локтевого сустава до концов вытянутых пальцев (45–47 см), пяди – расстояние между большим и указательным пальцами (малая пядь – 18–19 см) или между большим пальцем и мизинцем (большая пядь  – 22–23 см). Под маховой саженью имелась в виду длина размаха рук по линии плеч, обычно равная 176–177 см, под косой саженью – расстояние от ног до пальцев вытянутой вверх руки, равное 216 см.

В 1649 г. Соборным Уложением на Руси официально была утверждена казенная сажень, которая в переводе на метрическую систему равнялась 2 м 13,36 см, но на практике крестьяне за длину сажени, как правило, брали расстояние между большими пальцами вытянутых горизонтально рук, так называемую простую сажень, равную в среднем 150–152 см, или косую сажень. По рассказам стариков-удмуртов, в конце XIX в. во время земельных переделов крестьяне пользовались деревянными палками в 1 сажень длиной/боды, что, по их словам, равнялось 2 м. В практике земельных переделов часто употребляли и 10-саженную веревку/гозы, на которой узлами или пришитыми цветными лоскутками отмечали аршины и сажени; наконец, применяли еще так называемую «вотскую сажень» в виде печатной буквы А, длинные стороны которой имели по 1 сажени, а расстояние между боковинами – 1 аршин.

Аршин как система измерения в официальной метрологии Руси был утвержден в XVI в., у удмуртов он стал внедряться, по-видимому, только в XIX в., постепенно вытесняя гырпум и вись. Аршин делился на 4 четверти и 16 вершков, в переводе на метрическую систему oн равнялся 71,12 см. Удмурты за четверть аршина брали одну пядь (вись) или 2 ладони (кикур).

При подготовке пряжи к снованию основы длину нитей отмеряли на стене в длину избы (борд). Например, на женскую рубаху сновали две стены или чуть меньше. В переводе на аршин борд мог иметь от 4 до 9 аршин. Счет ниток основы велся пасмами/ лыдӟем, ӝоктэм, состоявшими из 5 чисменок/лыдӟалтэс, каждая по три нитки. Итого в пасме бывало 15 ниток. Обычно холсты ткали в 10 пасм (полотнище в 54 см); в 5 пасм (27 см) ткали только полотнища на онучи/бинялтон.

Самой крупной единицей измерения длины у удмуртов являлась верста/иськем, равная русской путевой версте – 500 сажен или 1,067 км; в настоящее время верста отождествляется с километром.

Приемы измерения поверхности у удмуртов были связаны с земледелием, практикой периодических уравнительных переделов. Перед каждым распределением земли крестьяне проводили жеребьевку, при которой все главы семейств имели свои жеребы – липовые лутошки с семейным знаком-тамгой; размеры лутошек равнялись большому пальцу. После жеребьевки нарезались участки. В зависимости от ландшафта окружающей местности длина полос колебалась от 20 до 200 сажен. Ширина полосы зависела от формы кона: чем шире кон, тем шире полоса, но в конечном итоге ширина полос каждого домохозяина зависела от того, на сколько душ он получал землю.

Земельный надел на 1 душу назывался ним, все другие земельные меры были eго составной частью. Размер ним’а не был постоянным и варьировал в различных общинах от 1200 до 3600 кв. саженей в зависимости от уровня обеспеченности землей, а также от принятой для измерения величины сажени. Местами он был равен казенной десятине (2400 кв. саж.). Ним делился на 4 осьминника/черык: 60 саженей в длину и 15 саженей в ширину. Наиболее мелкой земельной мерой была ана, или палана: восемь ана (палана) составляли один ним. Таким образом, если 1 десятина равнялась 2 четвертям или 4 осьминам, то 1 ним  –  4 черыкам, или 8 палана.

Во многих местах Удмуртии, особенно в центральных и северных районах, измерение поверхности земельных наделов производилось «переездами», равными 40x40 саж. Переезд содержал в себе ньыльдон гозы/сорок веревок. Четвертая часть переезда называлась гож.

Для удобства при распашке и бороновании земельные наделы крестьянами делились на гоны/ветлос, веттос длиной от 20 до 30 саженей.

В практике переделов удмурты часто сталкивались с необходимостью вычисления площадей, имевших различные формы. Так, в частности, при вычислении площади кона, имевшего форму прямоугольного треугольника, одна его сторона принималась за основание, другая – за высоту; их произведение, деленное на два, принималось за площадь кона. Площадь участка, имевшего форму параллелепипеда, вычисляли умножением основания на боковую сторону. Вычисление площади круга производилось путем удвоений длины диаметра круга. При подобных приемах вычисления площадей часто допускались погрешности (как, например, в двух последних случаях), но для практических целей это было не столь важно, к тому же проверочные переделы позволяли исправлять допущенные ошибки.

Наиболее распространенной и унифицированной мерой объема являлся липовый или берестяной сосуд – бочка/бекче, туесок, бурак/бурак, куды, сарва, лянэс. Известны сосуды самого различного назначения: мусур бекче/бочка под пиво, вӧй бурак/бурак под масло, йӧл сарва/бурак под молоко, сюкась вышкы/бочка под квас и т. п. Наиболее крупными были емкости под мед (30–35 л.), самыми маленькими – туески под ягоды (4–6 л.). Зерно мерили липовой долбленой кадушкой цилиндрической формы. Под влиянием русских подобная кадушка становится не только мерой объема, но и мерой веса: так как в нее входил 1 пуд зерна, то и сам сосуд назывался пудовкой/пудовка.

С древнейших времен удмурты использовали различные глиняные горшки, деревянные ковши/кобы, которые служили мерой жидких и реже сыпучих тел, но количественной, строго пропорциональной зависимости между ними не было.

Распространенной мерой жидкости был штоф/штоп. Штоф заключал в себе 2 бутылки, в бутылке содержалось 4 шкалика, 5 чарок. Для питья кумышки удмурты употребляли деревянные чарки/сюмык, в которые входило приблизительно 3 столовых ложки жидкости.

Стога. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И.Куликова.
Стога. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И.Куликова.
Молотьба цепами. ВАО, Вавожский р-н,  д. Малиновка, 1926 г.
Молотьба цепами. ВАО, Вавожский р-н, д. Малиновка, 1926 г.

Наконец, существовала такая группа мер объема и количества как сноп/культо, груды снопов, копна, скирда. Все они связаны с уборкой и складыванием хлебов в поле или на гумне. В процессе жатвы снопы ставились в груды (10 снопов), бабки (10–14), суслоны (14–18). В сырую погоду для предохранения хлеба от прорастания снопы укладывали на ветвистые колья (юс, ючис, юсись) в количестве от 20 до 45 снопов. По отзывам стариков Глазовского района, на 1 юс обычно укладывали 40 снопов ржаного или 60–70 снопов ярового хлеба. В сухую погоду снопы сразу укладывали в большие копны/чумолё вместимостью от 50–60 до 100–150 снопов. Чумолё в 150–200 снопов умещался на 1 воз. На гумне для хранения необмолоченного хлеба снопы укладывались в скирду/кабан, куда входило 10–20 и более возов.

Культо, бабки, суслоны, юсы, чумолё, кабан обычно представляли собой промежуточные меры объема и количеств; зная количество возов, вмещавшихся в овине для разовой просушки, полученный хлеб (как обмолоченный, так и не обмолоченный), крестьяне считали овинами или пудами. С одного овина, как свидетельствуют многочисленные архивные документы второй половины XIX в., получали в среднем 15–20 пудов зерна.

Сено складывалось в большие зароды/зурод и счет накошенного сена велся в них, т. е. в зародах. При артельном или групповом скашивании сена оно делилось копнами по количеству  душ  домохозяев.

О наличии определенной системы изображения цифр свидетельствуют податные, пастушьи и земельные бирки, а также нумерация бревен при возведении срубов. На бирках записывали результаты счетных операций: количество хлеба, сданного в общественный амбар; денег, уплаченных в казну, в мирской фонд, данных взаймы, отмечали количество шерсти, полотна, овчины и др., отдаваемых на работу различным мастерам. При этом бирка раскалывалась пополам, одна половинка оставалась у хозяина, другая отдавалась мастеру.

До XIX в. бирки опознавались по родовым тамгам/пус, которые ставили на не раскалываемом конце бирки. В древности тамги играли роль семейных печатей, так как прикладывались к актам и всем деловым бумагам. В конце XIX в. ими продолжали обозначать борти, межевые столбы и пр.

Во 2-й половине XIX – начале XX в. на бирках стали записывать фамилии.
Как и у других народов, у удмуртов единица записывалась палочкой, два – двумя палочками, три – тремя и т. д. Половина изображалась половиной палочки, принятой за единицу, четверть величины – точкой. Существовали специальные знаки для изображения денежных единиц.

Особыми знаками обозначались цифры на строительном материале:



Традиционные способы измерения длины, поверхности, веса, объема, изображения цифр и пр., выработанные в ходе общественной практики предшествующих поколений, практиковались удмуртами еще в начале XX в.