Народная медицина


Г. А. Никитина

Народная медицина/эмъяськон амалъёс удмуртов как продукт коллективного народного опыта представляет собой целостную систему эмпирических знаний, способов и средств диагностики, предотвращения и ликвидации нарушений физического и психического здоровья и опирающихся исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение в устной и отчасти зрительной форме. Она представляет собой сложнейшую систему терапии, учитывающую возраст, пол больного, природные условия (экологию), время (сезон). В ней комплексно используется весь арсенал имеющихся в распоряжении средств: окультуренные и дикие растения, продукты животного мира, минералы, психо- и физиотерапия (тепло, холод, вода), массаж, хирургические приемы и т. д.

Возникнув в глубокой древности, народная медицина удмуртов практически до конца XIX в. была единственным видом медицинской помощи, а в дальнейшем успешно сосуществовала с медициной научной. Коллективным опытом были накоплены знания о заболеваниях сердца/сюлэм висён, спазмах/булык, заболеваниях верхних дыхательных путей/кызэм, ым потос, желтухе/ӵужектон, тифе, горячке/сьӧд кыль, оспе/чача пӧськы, золотухе/чучы, тэсэ, лихорадке/кезег, ревматизме/кӧс висён, гриппе/ кеч кыл), чесотке/лыдон, чирьях/пӧськы, грыже/ул дэй и др.

Ассортимент лечебных средств был обусловлен состоянием материальной и духовной культуры, особенностями быта и, прежде всего, – способами получения основных средств существования. Многие народные средства и приемы использовались с целью общего укрепления организма и предупреждения заболеваний. Практика врачевания имела немало древних, испытанных, свойственных другим народам Вятско-Камского края (марийцам, чувашам, татарам и др.) средств и приемов, обусловленных сходством природно-климатических условий и давними культурно-бытовыми и хозяйственными контактами.

 Самый богатый спектр лечебных средств был представлен продуктами растительного мира. Использовали разнообразные лекарственные формы (отвары, настои, настойки, мази, ингаляцию, компрессы, ванны). Народ считал лечебными практически все травы. Самыми полезными признавались зверобой и душица: «от 77 болезней лечат».

Исцеляющие свойства целого ряда растений нашли отражение в их названиях: виртурын/зверобой – трава от кровотечений, сюлэмтурын/пустырник – от болей в сердце, чучытурын/чистотел – от кожных болезней, болячек в углах губ, кызонтурын/лошаково семя – от кашля, пиньтурын / белена – зубной боли. Часто болезни лечили набором нескольких трав, и наоборот – одна и та же трава применялась при лечении разных заболеваний. К примеру, в качестве кровоостанавливающего средства удмурты использовали зверобой, крапиву двудомную /пушнер, тысячелистник, гвоздику. Болеутоляющими считали пустырник, боярышник, сушеницу топяную; стимулирующими заживление ран – подорожник, донник, лопух. Среди асептических средств значились – череда, чистотел, отвар полыни, мать-и-мачеха, ромашка. В качестве успокаивающего применяли – фиалку, мак, ландыш, а потогонных – душицу, малину, зверобой. Отхаркивающими средствами были девясил, чернобыльник, лошаково семя.

Интерьер амбара в усадьбе К.А.Ефремовой, 1934 г.р. 1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Теково.
Интерьер амбара в усадьбе К.А.Ефремовой, 1934 г.р. 1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Теково.
Из огородных растений лекарственными считали лук, чеснок, которые применяли при лечении нарывов, царапин, ран, простудных заболеваний. Капустные листья и ботву свеклы использовали при гнойных заболеваниях кожи, болезнях суставов, ревматизме, радикулите. Морковный, свекольный и другие соки применяли при простудах; картофель – при ожогах. С успехом использовали и некоторые технические культуры – коноплю, лен, из семян этих культур делали мази. В арсенал народной медицины входили дары леса. Это плоды, кора, листья деревьев - черемухи, рябины, калины, ивы, березы, плодовых кустарников (шиповник, смородина, можжевельник, малина), земляника, клюква, черника.

Удмуртам было известно благотворное воздействие на больной организм некоторых ядовитых растений. К примеру, спорынью рекомендовалось принимать при маточных кровотечениях, психических расстройствах. Мухомор использовали для лечения болячек, снятия спазм, при желудочных расстройствах.

Эффективными средствами считали продукты животного происхождения, особенно молоко, печень, кровь, сало, рыбу, жир. Популярным было лечение муравьиным спиртом, которым растирали мышцы, суставы ног и рук; при болях в пояснице прибегали также к помощи пиявок, чтобы отсосать, как говорили, «дурную кровь». Древним и испытанным лечебным средством считался мед, спектр использования которого в народной медицине был очень широк.

В лечебных целях применяли органические и минеральные вещества: соли, квасцы, глину, мел, золу, медный купорос, мыло, соль, древесный уголь и др.
Удмуртам были известны и терапевтические свойства некоторых минеральных источников. Так, жители д. Кузебаево (неподалеку от современной здравницы «Варзи-Ятчи») воду и грязь ближайшего источника использовали при лечении ревматизма, кожных заболеваний.

Средством предупреждения и лечения многих болезней считали баню. В ней лечились паром и жаром, парились вениками из разных трав и веток деревьев, пили настои трав делали массаж, натирались мазями. В бане правили вывихи, промывали раны. Таким образом, баня выполняла рациональные профилактические, гигиенические и лечебные функции.

Основными хранителями медицинской информации были народные врачеватели – травницы, костоправы, повитухи, знахари, опиравшиеся в своей практике на знания и навыки, полученные в процессе обучения и приобретенные на личном опыте. Для некоторых из них занятие врачеванием было своего рода подсобным промыслом. Рациональные приемы и рецепты сочетались с элементами лечебной магии, бытование которых было связано с традиционными взглядами и мифологическими толкованиями причин болезней.

Во многих населенных пунктах Удмуртии и в наши дни практикуют народные врачеватели, использующие традиционный набор лекарственных средств и проверенные опытом психотерапевтические приемы. В современной лечебной практике используется множество способов и методов лечения, заимствованных из древних медицинских систем. По некоторым данным, свыше 40% лекарственных средств получены из арсенала традиционной медицины, причем, по мнению медицинских работников, фармакологов и ботаников, ее потенциальные возможности далеко не исчерпаны. Актуальность изучения и использования положительного опыта народной медицины никем не оспаривается. Подчеркивается лишь необходимость критического переосмысления опыта и столь же критического отбора методов и средств.