Тамга/пус в традиционном обществе широко использовался как графический знак семейной, в более ранние
исторические периоды – родовой – собственности. По мнению Г. Верещагина, в древности тамги играли роль семейных
печатей, так как прикладывались к актам и всем деловым бумагам. В конце XIX в. ими продолжали обозначать борти, межевые столбы
и пр.
При разделах братской семьи отцовский пус как знак семейной собственности отдавался тому из сыновей, который оставался
на отцовской усадьбе. Отошедшие в раздел при выборе знаков руководствовались общим правилом: новый не должен походить на имеющиеся
уже в том же селении. Обычно пус первого из отделившихся сыновей отличался от отцовского одним дополнительным знаком
(например, чертой – вертикальной, горизонтальной, изогнутой и или иной формы), второго – двумя и т. д. Принятие
новых тамг происходило на сельском сходе, «чтобы все знали».
|
О наличии определенной системы графического изображения собственности свидетельствуют также податные, пастушьи и земельные
бирки, опознаваемые по пусам. На бирках записывали результаты счетных операций: количество хлеба, сданного в общественный
амбар; денег, уплаченных в казну или в мирской фонд, данных взаймы, отмечали количество шерсти, полотна, овчины и др., отдаваемых
на работу различным мастерам. При этом бирка раскалывалась пополам, одна половинка оставалась у хозяина, другая отдавалась
мастеру. Пус ставили на не раскалываемом конце бирки.
Борти пчеловодов помечались родовыми (в поздней традиции – семейными) бортными знаками/подэм пус, обозначающими
право собственности. Умышленная порча бортей, присвоение чужого меда считалось преступным деянием и влекло за собой
суровое наказание.
|