Изба
|
|
|
Г. К. Шкляев
|
ИЗБА/корка. Функцию жилища у удмуртов выполняли несколько строений: изба/ корка/клеть кенос и куа.
Древнейшее жилище удмуртов обозначалось термином «куа». В некоторых районах Удмуртии данный термин в значении «дом,
двор» сохраняется до настоящего времени.
В конце ХIХ – начале ХХ веков корка представляла собой избу срубного типа. В качестве фундамента ставили
сосновые «стулья». В этот период сохранялась и архаичная постановка сруба – без фундамента: первый венец,
обмазанный смолой, укладывался прямо на грунт. В начале ХХ века среди наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном
каменном или кирпичном фундаменте. Способ рубки углов – в обло. Пазы прокладывались мхом и паклей. Избы повсеместно
были одноэтажные, с высокой подклетью. Крыша возводилась двускатная на самцах. В ХХ веке получила распространение крыша на
стропилах. Основной материал для кровли – доски, тес, луб, солома, а иногда и камыш.
|
|
Дом с надворными постройками крестьянина-середняка. 1922 г., Ижевский уезд, с Завьялово. |
|
|
|
Изба-сени-клеть. Вид со двора. Дом А.К.Петровой. Постройка 1933 г. УАССР, Увинский р-н д. Диньтем. 1981 г. |
|
В планировке помещений преобладал северно-среднерусский тип: печь располагалась у входа устьем к фасадной стене. Изредка
встречалась западно-русская планировка, когда печь размещалась устьем к боковой стене. В противоположном от печи углу находилась
божница, под нею стол. Примерно треть площади избы занимали полати. Вдоль стен устраивались массивные широкие
лавки, над ними подвешивались полки. По углам, кроме переднего, и за печью сооружались нары. У южных удмуртов нары устраивались
вдоль всей передней стены. Подвижной мебели было мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Внутри изба не имела перегородок.
В начале ХХ века среди зажиточных крестьян получили развитие избы-пятистенки. Изба обычно служила только зимним жилищем, с
наступлением теплых дней семья жила в клети/кеносе, а пищу готовила в куа, которая располагалась на усадьбе
и выполняла хозяйственное и культовое назначение.
|
|
|
|
|
|
|
|
В убранстве жилища и декорировании дома широко использовались полотенца, ткани с браным орнаментом, у южных удмуртов преобладали
традиционные ковры. Современная планировка дома, сохраняя традиционные черты, имеет и некоторое сходство с городской. Все
это связано с изменениями в технологии строительства, условиях отопления и водоснабжения жилища, некоторыми современными представлениями
о красоте и удобстве.
Дом занимает важное место в мифологических представлениях удмуртов. При выборе места для строительства дома соблюдали некоторые
запреты. Избы не строили на месте культовых сооружений, перекрестках дорог, меже, на месте ворот. Ритуалы сопровождали начало
и важные этапы строительства дома. Перед началом возведения сруба устраивали моление с просьбой к богам и предкам об удачном
завершении работ. Начинал строительство и кладку первого венца человек удачливый, «с легкой рукой».
Под первый венец в некоторых деревнях клали монеты, шерсть. Следующим важным этапом был подъем матицы/мумыкор. Ее
поднимали, привязав каравай хлеба или бутылку вина. Часто матицу укрывали или укутывали тулупом. Под матицу клали монеты и
шерсть, которые должны были обеспечить тепло и достаток в доме. Возведение матицы становилось настоящим праздником с угощением
участников строительства и родственников.
|
|
Усадьба А.Ф.Баженова (вид с огорода).1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Тяпыково. |
|
|
|
Внутренний вид удмуртской избы. 1930-е гг. |
|
Переход в новый дом сопровождался обрядами. При переходе в новый дом переносили квашонку, «переносили»/ «перевозили»
домового в старом лапте, коробе. Переносили небольшую горсть земли со старого места в подполье новой избы.
Устраивали новоселье с приглашением родственников и участников строительства.
Особый семантический статус дома был связан с окнами и дверью. Они считались границей между своим и чужим миром. Например,
во время молитвы в некоторых локальных традициях открывали окна, чтобы молитва дошла до Бога. В ночь на Великий четверг
использовали обереги и принимали различные меры, чтобы защитить дом и его обитателей от злых духов: над окнами и дверью часто
втыкали ветки можжевельника, клали железные предметы.
|
|
|