Изба


Г. К. Шкляев

ИЗБА/корка. Функцию жилища у удмуртов выполняли несколько строений: изба/ корка/клеть кенос и куа. Древнейшее жилище удмуртов обозначалось термином «куа». В некоторых районах Удмуртии данный термин в значении «дом, двор» сохраняется до настоящего времени.

В конце ХIХ – начале ХХ веков корка представляла собой избу срубного типа. В качестве фундамента ставили сосновые «стулья». В этот период сохранялась и архаичная постановка сруба – без фундамента: первый венец, обмазанный смолой, укладывался прямо на грунт. В начале ХХ века среди наиболее зажиточных крестьян появляются дома на сплошном каменном или кирпичном фундаменте. Способ рубки углов – в обло. Пазы прокладывались мхом и паклей. Избы повсеместно были одноэтажные, с высокой подклетью. Крыша возводилась двускатная на самцах. В ХХ веке получила распространение крыша на стропилах. Основной материал для кровли – доски, тес, луб, солома, а иногда и камыш.

Дом с надворными постройками крестьянина-середняка. 1922 г., Ижевский уезд, с Завьялово.
Дом с надворными постройками крестьянина-середняка. 1922 г., Ижевский уезд, с Завьялово.
Изба-сени-клеть. Вид со двора. Дом А.К.Петровой. Постройка 1933 г. УАССР,  Увинский р-н д. Диньтем. 1981 г.
Изба-сени-клеть. Вид со двора. Дом А.К.Петровой. Постройка 1933 г. УАССР, Увинский р-н д. Диньтем. 1981 г.

В планировке помещений преобладал северно-среднерусский тип: печь располагалась у входа устьем к фасадной стене. Изредка встречалась западно-русская планировка, когда печь размещалась устьем к боковой стене. В противоположном от печи углу находилась божница, под нею стол. Примерно треть площади избы занимали полати. Вдоль стен устраивались массивные широкие    лавки, над ними подвешивались полки. По углам, кроме переднего, и за печью сооружались нары. У южных удмуртов нары устраивались вдоль всей передней  стены. Подвижной мебели было мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Внутри изба не имела перегородок. В начале ХХ века среди зажиточных крестьян получили развитие избы-пятистенки. Изба обычно служила только зимним жилищем, с наступлением теплых дней семья жила в клети/кеносе, а пищу готовила в куа, которая располагалась на усадьбе и выполняла хозяйственное и культовое назначение.



    



В убранстве жилища и декорировании дома широко использовались полотенца, ткани с браным орнаментом, у южных удмуртов преобладали традиционные ковры. Современная планировка дома, сохраняя традиционные черты, имеет и некоторое сходство с городской. Все это связано с изменениями в технологии строительства, условиях отопления и водоснабжения жилища, некоторыми современными представлениями о красоте и удобстве.

Дом занимает важное место в мифологических представлениях удмуртов. При выборе места для строительства дома соблюдали некоторые запреты. Избы не строили на месте культовых сооружений, перекрестках дорог, меже, на месте ворот. Ритуалы сопровождали начало и важные этапы строительства дома. Перед началом возведения сруба устраивали моление с просьбой к богам и предкам об удачном завершении работ. Начинал строительство и кладку первого венца человек удачливый,  «с легкой рукой».  Под первый венец в некоторых деревнях клали монеты, шерсть. Следующим важным этапом был подъем матицы/мумыкор. Ее поднимали, привязав каравай хлеба или бутылку вина. Часто матицу укрывали или укутывали тулупом. Под матицу клали монеты и шерсть, которые должны были обеспечить тепло и достаток в доме. Возведение матицы становилось настоящим праздником с угощением участников строительства и родственников.

Усадьба А.Ф.Баженова (вид с огорода).1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Тяпыково.
Усадьба А.Ф.Баженова (вид с огорода).1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Тяпыково.
Внутренний вид удмуртской избы. 1930-е гг.
Внутренний вид удмуртской избы. 1930-е гг.

Переход в новый дом сопровождался обрядами. При переходе в новый дом переносили квашонку, «переносили»/ «перевозили» домового в старом лапте, коробе.    Переносили небольшую горсть земли со старого места в подполье новой избы. Устраивали новоселье с приглашением родственников и участников строительства.

Особый семантический статус дома был связан с окнами и дверью. Они считались границей между своим и чужим миром. Например, во время молитвы в некоторых локальных традициях открывали окна, чтобы молитва дошла до Бога.  В ночь на Великий четверг использовали обереги и принимали различные меры, чтобы защитить дом и его обитателей от злых духов: над окнами и дверью часто втыкали ветки можжевельника, клали железные предметы.