СТОЛ/ӝӧк – необходимый элемент убранства дома, предназначен для приема пищи. Повсеместно в конце XIX
– начале XX вв. были распространены столы с ножками токарной работы, оборудованные выдвижным ящиком и широкой столешницей.
Стол был четко ориентирован в пространстве избы. Он стоял в красном углу и практически не передвигался ни в будни, ни
в праздники, всегда ставился поперек половиц вдоль фасадной стены. Никаким действиям или трансформациям он не подвергался.
Обычно в праздники и по случаю проведения обрядов его накрывали скатертью, клали каравай хлеба и ставили солонку с солью.
В ряде локальных традиций в знак благодарности за угощение кумышкой в стол вбивали серебряную монету (обычно 10 копеек).
Подобным образом поступали во время празднования новоселья наиболее уважаемые гости. По случаю жертвоприношения и поклонения
хозяину леса/ нюлэсмурт на стол ставили яичные блины. Во время этого обряда хозяин, взяв шапку правой рукой, прикладывал
ее к правому виску, делал три поясных поклона в красный угол. Этот обряд некоторыми домохозяевами проводился еженедельно.
Обряд поклонения хозяину леса за домашним столом устраивали и в день выхода на весенние полевые работы/гырыны потон.
В отличие от еженедельного обряда, в этот день во время отсутствия хозяина, который выносил жертвенную пищу к полевой изгороди,
за столом оставался кто-либо из мужчин (северные удмурты). Во время поминальных обрядов ӝӧк пумын чӧлскон/кисьтон
на край стола каждый пришедший на поминки мужчина ставил зажженный огарок свечи, на пол под край стола хозяин ставил
какую-либо емкость, куда пришедшие женщины клали кусочки от каждого принесенного блюда и отливали кумышку. Затем
емкость выносили во двор, содержимое отдавали собакам. В отличие от удмуртов-язычников, крещеные удмурты ставили емкость у
печки.
|
Со столом связаны и некоторые приметы: нельзя барабанить по столу; садиться за него с одной стороны и выходить с другой.
Высокий семиотический статус имел не только сам стол, но, прежде всего, пища и хлеб.
|