Печь

Лепешки. д. Сундур Игринского района, Удмуртской Республики. 2005 год.  Фото Е.В. Поповой.
Лепешки. д. Сундур Игринского района, Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.

 Г. К. Шкляев

ПЕЧЬ/гур. Появление глинобитной печи у удмуртов можно датировать ХIV–XV веками. Это связано с развитием земледелия и переходом на потребление в основном зерновых продуктов. В ХIХ веке печь продолжала оставаться глинобитной, возводилась на основании из деревянных плах. Под печью оставалось свободное пространство, где зимой содержали домашнюю птицу. Устройство печи у южных и северных удмуртов имело отличия. На севере справа или слева от устья печи  устраивался небольшой очаг. Сюда сгребали угли, которые присыпали слоем золы. Жар в таком очаге сохранялся очень долго. Над очагом подвешивали котел, где готовилась пища. Южные удмурты сооружали печь с вмазанным котлом. Печь еще     ХIХ в., особенно у южных удмуртов, служила лишь для отопления помещения и выпечки хлеба, пища готовилась на очаге, а летом – в постройке куа.

В крестьянских избах преобладали печи, топившиеся «по-черному». В средине ХХ в. глинобитные печи заменяются кирпичными.

Для возведения печи устраивали помочи, куда приглашали в основном молодежь. Дети возили глину, девушки месили. Мужчины и парни занимались битьем печи. В готовую печь на ночь запускали петуха. Это делали для того, чтобы в ней не поселился злой дух.

Устье глинобитной печи (гуразь) и интерьер дома перед печкой. Постройка нач. 20 века. 1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Отогурт.
Устье глинобитной печи (гуразь) и интерьер дома перед печкой. Постройка нач. 20 века. 1987 г. УАССР, Глазовский р-н, д. Отогурт.
Устье печи. Республика Татарстан, Бавлинский р-н, 1994 г.
Устье печи. Республика Татарстан, Бавлинский р-н, 1994 г.

Печь, очаг, устье являются важными объектами во многих обрядах удмуртов.  Возвращаясь в дом из дальней дороги или с улицы, старались вначале притронуться к печи. Считали, что это защитит от болезней и дурного глаза. У некоторых групп удмуртов встречается обычай подносить новорожденного к устью печи. Во время обрядов родильного цикла в качестве «музыкального инструмента» использовали печную заслонку. Обычай связан с представлением о возможности воздействия на злые силы и болезни.  Новорожденных ягнят и телят также подносили к печи.  При проводах рекрута кто-либо из его родных трижды обходил печь с его шапкой или же её обносили вокруг печной трубы: считалось, что это поможет юноше вынести тяготы службы и вернуться домой. Печь, по поверьям, могла «привязать» к дому не только его обитателей, но и домашнюю скотину. В день весеннего выгона скота хозяйка обходила вокруг печи с куском хлеба, который затем скармливала скоту перед выпасом, чтобы он возвращался домой. Печь и устье печи повсеместно связаны с поминальными обрядами.  В случае чьей-либо смерти открывали вьюшку, чтобы душа умершего могла покинуть дом.  Во время поминок перед устьем печи ставили чашку, куда клали кусочки поминальных блюд. Кусок глины от печи считали надежным средством защиты от колдунов.

В целом семантическое и обрядовое назначение печи связано с почитанием огня и очага. Магические функции приписывались не только печи, но очагу, углю, дыму, саже, золе.