Культовые постройки

Дом для общественных молений удмуртов (куа, куала). 1978 г.УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево (недалеко от деревни).
Дом для общественных молений удмуртов (куа, куала). 1978 г.УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево (недалеко от деревни).

Г. К. Шкляев

КУЛЬТОВАЯ ПОСТРОЙКА/куа/куала. Строение, выполнявшее хозяйственное и  культовое назначение. Культовое строение куа как наземная срубная постройка появилось на грани второго и первого тысячелетий до н.э. До ХIV – XV вв. оно служило в качестве жилища, разделяя данную функцию с клетью/кенос, бытовавшей в качестве кладовой и летнего жилья. С появлением строения типа «изба» (корка) постройка куа постепенно теряет функции жилья.

Родовое святилище (быдзым куала – большая куала). 1987 г. УАССР,  Алнашский р-н, д. Кузебаево.
Родовое святилище (быдзым куала – большая куала). 1987 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.
Интерьер большой куалы (красныйугол на левой мужской стороне). 1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.
Интерьер большой куалы (красныйугол на левой мужской стороне). 1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.

Строение куа имелось на каждом удмуртском дворе и служило местом отправления культа и одновременно летней кухней. Эта срубная постройка, имела крышу на самцах. Один скат был длиннее другого и нависал над ним, защищая от дождя  и не препятствуя выходу дыма. В помещение вела низкая, открывавшаяся внутрь дверь. В центре помещения имелся очаг, выложенный из камней, над которым висел на крюке котел. Золу, очаг и висящую на крюке цепь удмурты наделяли магическими свойствами. К ним нельзя было прикасаться чужим. Члены семьи, напротив, могли прикасаться к ним для защиты от сглаза. Очаг символизировал единство семьи и   рода.

Вдоль стен стояли лавки, а в левом переднем углу и у двери – один или несколько столов. В переднем углу сооружалась полка для семейной святыни – воршудной коробки и короба  с посудой для жертвоприношений. Пола, потолка и окон в этой постройке не было. У южных групп удмуртов встречались куа с пристройкой для хранения продуктов.

Аналогичную конструкцию имело и общественное культовое сооружение – Великая  куа/Бадзым/Будзым куа. Она возводилась для представителей одного родственного коллектива и служила местом молений и хранения предметов культа и святынь.

Интерьер родовой куалы.
Интерьер родовой куалы.
Воршудный короб.
Воршудный короб.