Изгородь
|
|
|
Г. К. Шкляев
ИЗГОРОДЬ/кенер. Особое место в архитектурном оформлении поселений занимали изгороди как неотъемлемый элемент планировки
поселений. В удмуртских деревнях прежде огораживались как селения, так и отдельные усадьбы. Пряслами из жердей огораживали
и поля. За каждой семьей был закреплен определенный участок изгороди, глава семьи отвечал за ее сохранность. Изгородь имела
не только хозяйственное, но и юридическое значение на уровне обычного права. Она фактически закрепляла владения селения
или общины, отдельных домохозяев, защищала поля, хлебные клади и стога от потравы животными.
|
|
Тип изгороди - «прясло». Закамские удмурты. БАССР, Янаульский р-н, д. Барабановка, июль 1984 г. |
|
|
|
Изгородь «прясло» для огорода. УАССР, Глазовский р-н, д. Зоронгурт, 1987 г. |
|
Преобладали ограждения в виде прясла: несколько укрепленных горизонтально жердей, очищенных от сучьев, располагали между
двумя попарно вбитыми стойками-кольями. Стойки, вбитые в землю, связывались молодыми побегами ели, расщепленными
пополам, и затем на них укладывались жерди. Выходящий на улицу фасадный забор представлял изгородь в виде заплота –
горизонтальных не толстых бревен или их расщепленных половин, укрепленных концами в пазах столбов. Если между строениями,
образующими двор, имелось свободное пространство, оно огораживалось бревенчатым забором. В северных районах встречались
изгороди в виде особого плетня из еловых сучьев, укрепленных между тремя горизонтальными жердями.
|
|
Изгородь «тычинник». УАССР, Юкаменский р-н, д. Пышкет, 1979 г. |
|
|
|
Вид на д. Ковалево Кезского р-на УАССР (на переднем плане изгородь «прясло»). |
|
В отдельных селениях, расположенных около месторождений камня, складывали ограждения из камней. Такие изгороди имеются
в удмуртских селениях Республики Татарстан, Республики Башкортостан, южных районов Удмуртии.
В последние годы, наряду с традиционными изгородями, в оформлении внешней фасадной части усадьбы встречаются решетчатые
калитки. Они выкрашиваются в разные цвета, имеют декоративные элементы. Огород и хозяйственные постройки чаще всего сохраняют
традиционные виды изгороди.
В мифологическом восприятии ограда – это граница своего и чужого пространства. Около изгороди усадьбы или деревни
часто проводили жертвоприношения во время болезней. Привязывали «обережные» лоскутки ткани на жерди и колья с целью
сохранения жизни человека, уходящего за пределы дома и селения.
|
|
|