Л. С. Христолюбова
Обряды, связанные с рождением ребенка, имели цель сохранить здоровье матери и обеспечить благополучие ребенка. Беременной
женщине и её мужу обычай предписывал соблюдать ряд запретов, несоблюдение которых, согласно верованиям, могло плохо отразиться
на ребенке. Роды проходили в избе или тёплой бане, где и давали имя новорожденному. Имени приписывали роль оберега, при болезненности
младенца совершали обряд перемены имени, считая, что болезнь вызвана неподходящим именем. Сразу после родов глава семьи совершал
во дворе обряд вӧй вӧсян/ моление с маслом – благодарил своего воршуда. По поводу рождения
ребенка устраивали праздник родин/крестин – нуны сюан с благопожеланиями младенцу и родителям. В локальных
традициях он имеет разные названия: нуны шыд/ пызь но шыд/ каша юон/ дунтэк кабак. Обязательными блюдами
на этом празднике были масло и каша. Отца новорожденного под смех присутствующих заставляли съесть тарелку пересоленной каши,
«чтобы знал, как солоно приходится роженице». После угощения веселились, плясали под звон печной заслонки, о которую
стучали каким-либо металлическим предметом. Верили, что это магическое действие отпугнёт злых духов. Обряд крещения новорожденного
распространился в XIX в. В годы гонения на церковь его устраивали дома. Он состоял в передаче младенца через стол
приглашённым в восприемники мужчине и женщине. На свадьбе крестника они исполняли роль тысяцкого (тöро). В селах
женщины до сих пор соблюдают обычай угощать роженицу. Ныне вновь возрождён обычай крестить в церкви. В последней четверти
XX в. распространился обычай отмечать дни рождения.
|