Система родства и свойства

Сестры Артановы в костюмах Южных удмуртов с нагрудными украшениями из монет. 1991 г. УАССР, Киясовский р-н,  д. Карамас-Пельга.
Сестры Артановы в костюмах Южных удмуртов с нагрудными украшениями из монет. 1991 г. УАССР, Киясовский р-н, д. Карамас-Пельга.

Л. С. Христолюбова

Система родства и свойства. Термины родства и свойства служат для выражения отношений и обозначения лиц, связанных родством по крови и браку. Сложное переплетение родственных связей предполагает многосторонние отношения. Складываясь исторически, они отражают историю развития семейно-брачных отношений. Удмуртские термины в своём составе имеют как исконные, так и заимствованные из языков соседних народов. В повседневном общении удмурты, считая, что от частого звучания обереговая сила имени слабеет, пользовались не именами, а терминами, обозначающими родственников по поло-возрастным категориям. Мумы – самка, родительница, мать, айы – самец, родитель, отец, мумы-айы – родители. Звательные формы имеют диалектные различия: мама – меми/мемей, ноной/нэнэ(й), мупый/мыпый; папа – бубы, аи/ая, тятя, атай, дядяй. Удмурты выделяли бабушек и дедушек по материнской и отцовской линиям. Родителей отца называли, как и своих родителей, с добавлением слова старый (ая): пересь мемей, пересь буба; родителей матери – сложным словом с деэтимологизированным компонентом ӵуж, восходящим к понятию «рожать»: ӵужанай/ӵужнэнэ – мать [меня] родившей, т.е. бабушка, ӵужатай / ӵужбуба – отец [меня] родившей, т.е. дедушка. В этот же круг входят  ӵужапай, ӵужмурт – сестра и брат матери, ӵужкенак – жена брата матери, ӵужодӥг – двоюродные братья и сёстры по материнской линии.

Удмуртская семья. Вятская губ., Сарапульский уезд, с. Бураново, нач. ХХ в.
Удмуртская семья. Вятская губ., Сарапульский уезд, с. Бураново, нач. ХХ в.
Семейство Мазитовых из д. Карамас-Пельга. 1991 г. УАССР, Киясовский р-н.
Семейство Мазитовых из д. Карамас-Пельга. 1991 г. УАССР, Киясовский р-н.

В семье появилось дитя/ нуны: мальчик/ пи или девочка/ ныл. В сына и дочь они   «превращаются» при назывании в ласкательной форме: нуные (моё дитятко), пие (мой сынок), нылы (моя дочка) – так обращаются родители к детям.

Термин агай-вынъёс значит братья, при этом агай обозначает старших братьев и братьев отца, вын – младших братьев. Сузэр-апайёс – сёстры, апай – старшая сестра и сёстры отца и матери, сузэр – младшая сестра.

Выдавая дочь замуж, семья приобретает зятя, а другая семья – сноху. Зятя старшие члены семьи и родственники называют эмеспи, младшие – кырси; сноху – соответственно кен/ичимень и кенак. Мать и отец жены – вармумы и вармай; последний, кроме тестя, означает также близких родственников жены в  совокупности: её мать, братьев беська и вармиська, сестёр бултыр. Родителей мужа   (свекровь и свекра) сноха называла мемейзы, бубазы, т.е. их мать, их отец; брата мужа (деверя) шыгнар/шыднар, сестру (золовку) – узьы/куалась ныл. Все женщины породнившихся семей становятся туклячи, мужчины – кудо/кыдо. Мужья сестёр один для другого являются бусён, жены братьев – калиос, при этом старшая младшую зовёт кен/ичимень, младшая старшую – кенак.

Обед семьи. Кадр из научно-популярного фильма  «Южные удмурты в начале ХХ века» 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н, д. Шабердино.
Обед семьи. Кадр из научно-популярного фильма «Южные удмурты в начале ХХ века» 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н, д. Шабердино.
В удмуртской семье. ВАО, Вавожский р-н, д. Малиновка, 1926 г.
В удмуртской семье. ВАО, Вавожский р-н, д. Малиновка, 1926 г.

Удмуртские термины родства ныне мало употребляются, часть из них (беська и вармиська, шыгнар, узьы/куалась ныл) забыта. В бытовом общении больше в ходу русская терминология. Молодежь и среднее поколение своих родителей называют мама, папа, их братьев и сестер тетя, дядя с добавлением их имен, их родителей – пересь мама, ӵужмама, баба, дедо. Вместо туклячи и кудо употребляются русские термины сватья и сват. Терминами нэнэй/мемей, обозначавшими в прошлом мать, современные сельские подростки называют бабушку. В отдалённых от города деревнях еще сохраняются бытовавшие в прошлом отдельные традиционные формы обращения младших к старшим мужчинам (агай/дядяй/нюню) и их женам (кенак), старшим женщинам (апай/ака) и их мужьям (кырси) и некоторым другим родственникам: снохе (кен), сватье (туклячи), свату (кудо), родственникам матери ӵужмурт, ӵужкенак и др. Современное бытование традиционных терминов родства и свойства больше сохранилось у удмуртов Татарстана и Башкортостана, в южной Удмуртии. Большая часть современных удмуртов обращается друг к другу по имени.