Л. С. Христолюбова
СВАДЬБА/сюан/беразь – совокупность обрядов по случаю бракосочетания, призванных обеспечить благополучие
новой семьи. В XIX в. свадебный ритуал в целом состоял из трёх частей: предсвадебных обрядов, собственно свадьбы и послесвадебных
обрядов, последовательное выполнение которых растягивалось до года. К предсвадебным обрядам относятся сватовство/ныл юан/куран
и сговор/ныл тупан/ вада пуктон/ нянь шорон/ ярашон. В северных районах на этапе сватовства родители невесты ездили
смотреть дом жениха/ места учкон. В сватовстве заметную роль играла символика: вербальная (иносказания), атрибутивная
(нюхательный табак, белая скатерть, каравай) и акциональная. При сватовстве невеста своё согласие выражала тем, что ставила
на стол самовар, при несогласии сдергивала со стола постеленную матерью белую скатерть. Придя к согласию, устанавливали день
сговора, где впервые присутствовал жених. На сговоре обсуждали состав приданого и калыма, сроки и последовательность
свадебных пиров. Собственно свадьба состоит из двух частей:
- сюан – свадебный пир в доме невесты и её родственников, которые, согласно
обычаю, принимали у себя поезжан от
жениха (сюанчи);
- пир в домах жениха и его родни с угощением поезжан со стороны невесты, в
разных локальных традициях называемый бӧрысь
(юж. удм.), келись (сев. удм.) и ярашон (Завьяловский и Малопургинский р-ны).
Две части свадьбы устраивались с интервалом в несколько месяцев. Послесвадебные обряды – это взаимные визиты родителей
молодоженов, а также поочередное приглашение новобрачных родственниками жениха для ввода невестки в круг новой родни.
|
В прошлом браки совершались обычно по сватовству. Проведение полной свадьбы со всей обрядностью требовало много времени
(до года) и больших расходов, что для многих было непосильно. Известны браки умыканием как с согласия невесты и ее родителей,
так и без него. В таких случаях свадьба проходила по сокращенному варианту и обходилась дешевле. Обычай предписывал соблюдать
возрастную очередность: женили и выдавали сначала старших. В посты и уборочное время свадьбы не проводили.
|
|
На свадьбе. БАССР, Янаульский р-н, 1984 г. |
|
|
|
Удмуртки в традиционной праздничной одежде в день свадьбы. Вятская губ., Елабужский уезд, д. Чумойтло, нач. ХХ в. |
|