ПОХОРОНЫ/ватон. В мировоззрении удмуртов определенное место занимают воззрения на смерть и порожденные ими похоронные
и поминальные обряды. Смерть, согласно поверьям, наступает, когда душа/лул покидает тело. Считалось,
что соблюдение необходимых обрядов, посвященных умершим, гарантирует их доброжелательное отношение к живым. Похоронные обряды
сопровождают подготовку к погребению (омовение, одевание, положение в гроб, ночное бдение, вынос из дома, проводы) и погребение.
Здесь заметна забота о душе покойника, которая, согласно верованиям, незримо присутствует в доме.
Похоронно-поминальная обрядность под воздействием жизненных реалий подвергается изменениям. И всё же традиционных элементов
в ней сохраняется больше. При подготовке к похоронам соблюдаются обычаи, возникшие из стремления задобрить душу покойного.
С наступлением смерти завешивают зеркала, на подоконник ставят чашку с водой, рядом вешают полотенце; на поминальном обеде
не пользуются вилками. Поддерживаются некоторые обычаи очищения: выбрасывание вещей, соприкасавшихся с покойником; мытье полов
после выноса гроба; прикасание к печи после возвращения с кладбища и др. Ныне не всегда соблюдаются запреты, которые считались
обязательными для исполнения членами семьи покойного: не участвовать в обмывании трупа и выносе гроба. Вернулся обычай церковного
отпевания. Похороны входят в систему культуры деревенского социума, и пойти на проводы покойника старается каждый. Семья
покойного на память о нем раздает головные, носовые платки, полотенца и катушки ниток. На 3-й, 9-й 40-й дни, через 1 и 3 года
справляют поминки/ кисьтон. В прошлом во время поминальной трапезы некрещеные удмурты ставили возле печи посуду,
куда клали кусочки поминальной пищи, лили напитки для покойного. Крещеные тарелку и рюмку ставили на краю стола. В конце вечера
содержимое ритуальной посуды выносили из избы и выливали за пределы двора, за изгородь. Кроме частных поминок устраивали общие:
весной – тулыс кисьтон, осенью – сӥзьыл кисьтон. В эти дни ходили на кладбище и угощали
друг друга на могилах близких. Еще в начале ХХ в. повсеместно соблюдался поминальный обряд йыр-пыд сётон,
когда сын умершему отцу жертвовал коня, дочь матери – корову. Для поминального ужина варили голову и ноги жертвенного
животного, кости после ужина с пением свадебной песни отвозили за деревню в специальное место. Ныне он проводится в редких
деревнях и в неполном виде.
|