Проводы рекрута/салдатпи/некрут келян/армие келян укоренились в удмуртском обществе с подписанием Петром I Указа
о рекрутской повинности. Расставание с отчим домом, родными местами было сродни смерти, потому мотив горькой разлуки и образы
потустороннего мира становятся основой символики всех обрядовых действий и рекрутских песен. Получив повестку, рекрут с друзьями
с пением рекрутской песни обходил дома родственников и соседей. В каждом доме в память о себе прибивал к матице чук,
который хозяева дома должны были хранить до возвращения. Хозяйки дарили ему вышитые полотенца/головные платки. В день отъезда
перед выходом рекрута из дома совершали магические обряды, призванные уберечь его в дни службы: его шапку обносили вокруг
печи или стола; он прикасался к печи, матице, прося их помощи. Во второй половине XX в. тональность проводов в армию изменилась,
служба воспринималась как почетная обязанность. В 1960 - 80-е гг. юноши, признанные не пригодными к воинской службе, считали
себя обделенными судьбой. С последней четверти XX в. на проводах рекрута поют песни советского времени соответствующей тематики.
До сих пор сохранен обычай прибивать чук. Рекруту, как и прежде, дарят полотенца, мужчины дают деньги, девушки – вышитые
носовые платки.
|