Проводы рекрута


Л. С. Христолюбова

Проводы рекрута/салдатпи/некрут келян/армие келян укоренились в удмуртском обществе с подписанием Петром I Указа о рекрутской повинности. Расставание с отчим домом, родными местами было сродни смерти, потому мотив горькой разлуки и образы потустороннего мира становятся основой символики всех обрядовых действий и рекрутских песен. Получив повестку, рекрут с друзьями с пением рекрутской песни обходил дома родственников и соседей. В каждом доме в память о себе прибивал к матице чук, который хозяева дома должны были хранить до возвращения. Хозяйки дарили ему вышитые полотенца/головные платки. В день отъезда перед выходом рекрута из дома совершали магические обряды, призванные уберечь его в дни службы: его шапку обносили вокруг печи или стола; он прикасался к печи, матице, прося их помощи. Во второй половине XX в. тональность проводов в армию изменилась, служба воспринималась как почетная обязанность. В 1960 - 80-е гг. юноши, признанные не пригодными к воинской службе, считали себя обделенными судьбой. С последней четверти XX в. на проводах рекрута поют песни советского времени соответствующей тематики. До сих пор сохранен обычай прибивать чук. Рекруту, как и прежде, дарят полотенца, мужчины дают деньги, девушки – вышитые носовые платки.