Акашка гур (напев обряда Акашка). Варианты названий Быдӟым нунал, Великтэм (Великий день). Праздник встречи
весны, начала весенне-полевых работ, во многих локальных традициях совпадает с православной Пасхой. Один из крупных удмуртских
календарных праздников в году, праздновался в течение недели. Характерной особенностью проведения обряда является моление
в родовом святилище, гостевание-обход родственников по отцовской линии строго против течения реки или по солнцу, катание молодых
парней на конях, мужская игра в катание с горы яиц. Главное обрядовое блюдо – гусь и каша, сваренная на гусином бульоне.
В некоторых южно-удмуртских традициях существуют два напева, исполняемых на праздник Акашка: первый напев Паска
гур (Пасхальный напев)/ вӧсь нерге гур (напев моления) исполняется в первый день праздника, который отмечали
тихо, спокойно; второй напев Акашка гур пели на второй день, который проводили шумно, весело, с плясками. После окончания
праздника петь эти обрядовые напевы запрещалось, о чем поется и в песне:
Кырӟалэ, кырӟась эшъёсы: туннеэ кырӟан нуналмы. Кырӟамды потоз но – кырӟаны уз лу ни. |
Пойте, подруги-певуньи, сегодня день для песен. Петь захотите – петь (этот напев) нельзя будет. |
|
Особенность проведения обряда Акашка заключается в его узкородовой направленности: посторонних из других деревень
на обряд не допускали. С этим запретом, очевидно, связана характерная деталь музыкального сопровождения: приуроченные
к обряду напевы Акашка являются узколокальными, маркируют свой род.
В музыкальном отношении напевы Акашка в каждой локальной традиции при всем их мелодическом многообразии отмечены
единством музыкально-ритмической формы, ритмического каркаса.
Акашка гур (напев Акашка удмуртов Кизнерского р-на, д. Ст. Бодья):
|