Ӟечыран - качельные напевы
|
Качели на республиканском празднике гербер. Фото К.И. Куликова |
|
|
|
Нуриева И. М.
Ӟечыран/ таган сям (качельные напевы). Весенние качели активно бытовали в удмуртской традиционной культуре; в
песенно-жанровой системе завятских и кизнерских удмуртов существовали и приуроченные качельные песни. На качелях качались
в семинедельный период от Пасхи (Акашка) до Троицы (семык). В завятской традиции качели устраивали двух
видов. Самый распространенный вид – из двух шестов высотой до 6 метров и верхней перекладиной. Качели (доска длиной
до 1,5 м) подвешивали на веревках, но чаще на жердях. Иногда качели устраивали между двумя соснами, качались по двое, встав
рядом лицом к лицу. Второй вид качелей (круговой) больше использовался детьми. Ставили столб, сверху прикрепляли колесо и
к краям привязывали несколько веревок (шор дюбо – букв. «центральный столб»). Качели ежегодно устанавливали
на одном и том же месте – на холме, краю леса, на лугу, около речки, в самой деревне на возвышенном месте. Пока одна
пара качалась (девушки или девушка с парнем), остальные водили хороводы, пели и играли. Петь песни весеннего цикла, водить
хороводы в этот период имели право только молодые, в основном незамужние девушки.
Поэтические тексты содержат призыв-приглашение друзей качаться:
|
Ӟечыран-таган, ай, татын-а? Милям эшъосмы татын-а?
Татын ке, татын мед луозы, Мед потоз милям пумитэ(й). |
|
Качели-таган, ай, здесь ли? Наши друзья здесь ли? Если здесь, здесь пусть будут, Пусть выйдут нас встречать.
|
|
В кизнерской традиции поэтические образы полны эротического смысла как отголоски изначального представления, что процесс
качания (обычно качались парни с девушками) магически воздействуют на плодородие земли:
Узьым бусыяд лудкеч пытьы вань, Кенсад куно
нылыд вань. Куно нылыдлэн гогыяз Пужыё гого пытьы
вань. |
|
На озимом поле заячьи следы есть, В кеносе гостья – девушка есть. На пупке гостьи-девушки Узорчатого
гого следы есть.
|
В Кукморском р-не бытовали два качельных напева – длинный и короткий (кузь, вакчи сям), которые пели
в хороводе около качелей, причем в той же последовательности. Когда молодежь спускалась с места качаний и игр, девушки исполняли
короткий качельный напев вакчи таган сям. В полночь на Троицу (семык) качели ломали, в некоторых деревнях
сжигали. При ломании парнями качелей девушки пели длинную качельную песню кузь таган кeй, поэтому она имеет
и другое название – таган куштон, таган серттон куй (напев при ломании, разбирании качелей).
Длинная качельная песня исполняется тягуче, имеет сложный ритмический рисунок. Короткий напев, напротив, при исполнении
особых трудностей не вызывает. Певцы должны спеть мелострофу длинного качельного напева (27–32 сек.) на одном дыхании,
без цезур. Прихотливый сложный ритмический рисунок, замедленный темп, нарочитая акцентировка каждого звука придают напеву
ощущение тягучести, физического напряжения:
Кузь таган сям (длинный качельный напев кукморских удмуртов):
|
|
|
|
Дорога на качели здесь ли? Наши друзья
здесь ли? Если наши друзья здесь, Почему не выходят нас встречать?
Как на лугу цветок расцветает, Так и мы с вами расцветаем.
Как ядрышко от скорлупы отделяется, Так расстаемся и мы с вами.
Вакчи таган сям (короткий качельный напев кукморских удмуртов):
|
|
|
|
Между тонкими-тонкими ивами, между ивами
Потихоньку-полегоньку пройдем, пройдем. Не злословя и не бахвалясь, не бахвалясь,
Вместе дружно будем жить, будем жить.
Давайте друзьями станем, ай, станем, На простор выйдя, поиграем, порезвимся.
Злые языки пусть говорят, пусть говорят, Притворимся, что их не слышим, не слышим.
|
|
|