Йыр-пыд сётон - напев больших поминок
|
Жертвоприношение у удмуртов. Казанская губ., Мамадышский уезд, д. Старая Юмья, 1911 г. |
|
|
|
Нуриева И. М.
|
Йыр-пыд сётон/виро сётон гур (напев больших поминок). Обряд жертвоприношения йыр-пыд сётон/виро сётон
(букв. «жертвование головы-ног», «жертовование крови») совершался в честь умершего родителя через нечетное
количество лет, проводился обычно зимой, но не во время поста. По традиции умершему отцу сын должен пожертвовать коня, умершей
матери дочь – корову.
Особенность музыкального кода поминального обряда состоит в исполнении свадебных песен (в южно-удмуртской традиции), но
при этом знаковая сущность напевов диаметрально меняется: если на свадьбе сюан гур (свадебный напев) маркировал родственников
жениха, то на поминках этот напев пели, обращаясь к умершей родственнице. Соответственно напев родственников невесты бӧрысь
гур на больших поминках пели умершему родственнику. Свадебные песни на больших поминках пели стоя, медленно двигаясь
по кругу против солнца.
В песенных текстах содержатся просьбы к умершим предкам:
Анна гинэ кенаклы искал сётӥськом. Сётэм гинэ искалмы йоло-вӧё мед луоз. Бер гинэ но кылемез сыл
мед луоз. |
Тете Анне корову жертвуем. Дарственная корова пусть будет молочно-масляной. Оставшиеся животные пусть
будут здоровыми. |
|
Поют от имени умершего родственника:
Возьма, дыр. ни, возьма, дыр, Карпа кудомы, «Вуоз-а ни кытконо валэ», шуса… «Вуэ-а
ни, вуэ-а ни мынам валъёсы, Валэн но ворттылэме но туж потэ ни» |
Ждет, наверное, уже ждет, наверное, наш сват Карп, «Прибудет ли лошадь, которую я буду запрягать»,
говоря… «Прибывает ли, прибывает ли уж мой конь, На коне, да, покататься, да, очень уж хочется». |
|
Большие поминки проходили весело, со смехом, участники обряда изображали либо лошадь, либо корову, которые лягались,
если их дергали.
В отдельных южно-удмуртских деревнях существовали и приуроченные к обряду напевы, которые также принадлежат к древнему
песенному слою, основываясь на узком мелодическом объеме, характерном ритме семивременной ритмической формулы, однострочной
мелодической форме:
Добром да ушедший наш дядя Кузьма, Головы-ноги жертвуем, пусть (жертва) перед ним упадет. Перед ним пусть
упадет, кости разбрасываем, Хорошо пусть уж живет, нам да путь добро делает, ай гай, гай!
|
|
|