Йыр-пыд сётон - напев больших поминок

Жертвоприношение у удмуртов. Казанская губ., Мамадышский уезд, д. Старая Юмья, 1911 г.
Жертвоприношение у удмуртов. Казанская губ., Мамадышский уезд, д. Старая Юмья, 1911 г.

Нуриева И. М.

Йыр-пыд сётон/виро сётон гур (напев больших поминок). Обряд жертвоприношения йыр-пыд сётон/виро сётон (букв. «жертвование головы-ног», «жертовование крови») совершался в честь умершего родителя через нечетное количество лет, проводился обычно зимой, но не во время поста. По традиции умершему отцу сын должен пожертвовать коня, умершей матери дочь – корову.

Особенность музыкального кода поминального обряда состоит в исполнении свадебных песен (в южно-удмуртской традиции), но при этом знаковая сущность напевов диаметрально меняется: если на свадьбе сюан гур (свадебный напев) маркировал родственников жениха, то на поминках этот напев пели, обращаясь к умершей родственнице. Соответственно напев родственников невесты бӧрысь гур на больших поминках пели умершему родственнику. Свадебные песни на больших поминках пели стоя, медленно двигаясь по кругу против солнца.

В песенных текстах содержатся просьбы к умершим предкам:

Анна гинэ кенаклы искал сётӥськом.
Сётэм гинэ искалмы йоло-вӧё мед луоз.
Бер гинэ но кылемез сыл мед луоз.
Тете Анне корову жертвуем.
Дарственная корова пусть будет молочно-масляной.
Оставшиеся животные пусть будут здоровыми.


Поют от имени умершего родственника:

Возьма, дыр. ни, возьма, дыр, Карпа кудомы,
«Вуоз-а ни кытконо валэ», шуса…
«Вуэ-а ни, вуэ-а ни мынам валъёсы,
Валэн но ворттылэме но туж потэ ни»
Ждет, наверное, уже ждет, наверное, наш сват Карп,
«Прибудет ли лошадь, которую я буду запрягать», говоря…
«Прибывает ли, прибывает ли уж мой конь,
 На коне, да, покататься, да, очень уж хочется».


Большие поминки проходили весело, со смехом, участники обряда изображали либо лошадь, либо корову, которые лягались, если их дергали.

В отдельных южно-удмуртских деревнях существовали и приуроченные к обряду напевы, которые также принадлежат к древнему песенному слою, основываясь на узком мелодическом объеме, характерном ритме семивременной ритмической формулы, однострочной мелодической форме:



Добром да ушедший наш дядя Кузьма,
Головы-ноги жертвуем, пусть (жертва) перед ним упадет.
Перед ним пусть  упадет, кости разбрасываем,
Хорошо пусть уж живет, нам да путь добро делает, ай гай, гай!