Бӧрысь гур (букв. «напев следом идущих»). Локальные варианты названий: ярашон гур (напев
сговора). Более характерен для южных удмуртов, составляя в паре со свадебным напевом родственников жениха сюан гур
единый музыкальный фон южно-удмуртской свадьбы. Является музыкальным маркером родственников невесты. В отличие от чинного
поведения родственников жениха, поезжане со стороны невесты ведут себя вызывающе: громко топают, звеня колокольчиками, снятыми
со свадебных дуг, бьют в бубны, в заслонки. Характерен элемент «песенного» состязания: «Если почувствуется:
«бӧрысьчи» устали и поют свою песню вяло, «сюанчи» запевают песню на мотив «сюан»
(«сюан гур»). «Бӧрысьчи» же, услыхав это, стараются не поддаться и с новой энергией
начинают петь свою песню («бӧрысь гур»), перебивая «сюанчи». По
музыкальному стилю напевы «следом идущих» с развернутой строфической формой АВВ, более облегченным интонированием
являются относительно поздними. По признанию информантов, напевы бӧрысь петь и запомнить легче, нежели свадебные
напевы сюан гур.
Бӧрысь гур (южно-удмуртский свадебный напев родственников невесты)
|