Гусли крезь. Традиционный удмуртский инструмент. Бытовал как культовый (ритуальный) и бытовой. Инструмент имеет
полуовальную форму, длина верхней деки составляет 700–1000 мм, высота 350–500 мм. По краям дека имеет выступы
в форме лапки утки, лебедя. Этноинструментовед Кунгуров С.Н. предполагает, что эти лапки тесно связаны с культом птицы. Традиционно
материалом изготовления служила ель, сосна, осина, для изготовления отдельных деталей изредка употребляли дуб, вяз и пихту.
По конструкции дека может быть цельная, изготовленная из одной доски или склеенная из нескольких дощечек, и составная, из
нескольких частей. Дека имела одно или несколько резонаторных отверстий в форме круга, полукруга, кленового листа, креста,
прямоугольника, которые просверливались или прожигались (цельная дека). Кроме того, резонаторное отверстие могла взаменять
щель, оставленная между досками (составная дека). Колки располагаются на левой стороне верхней деки, симметрично им находится
струнодержатель, за который крепятся струны. Количество струн у обычного крезя доходит до 15 струн, у ритуального
– до 26 струн. Некоторые инструменты имели внутренние струны, находящиеся в резонаторном ящике (до 12 струн). Первоначально
они изготавливались из сухожилий, овечьих, бараньих или коровьих кишок, конского волоса, позднее их заменили металлические
струны.
Ритуальный крезь хранился в родовом святилище – куале, и являлся только сольным инструментом, в
то время как бытовой крезь находился в избе, чтобы быть всегда под рукой. Из обычных крезей могли составляться
целые ансамбли. Играли на инструменте сидя, держа его на коленях в наклонном состоянии или горизонтально, а также стоя. Для
этого в верхней части деки прожигали отверстие, куда продевали шнур, с помощью которого крезь вешали на шею. Правой
рукой исполняется мелодия, левой – сопровождение.
|
Эти инструменты отличаются и особенностями бытования. Ритуальный крезь сопровождал моления, а также под игру на
инструменте проходил выбор жреца. На ритуальном инструменте мог играть только мужчина. Обычный крезь использовался
во время праздников, как правило, для сопровождения танцев, исполнения песен. На обычном крезе играли преимущественно
женщины.
Начало второй жизни этому инструменту дал Кунгуров С. Н., впоследствии его подхватил Трофимов С. С. В настоящее время удмуртские
гусли активно используют многие фольклорные коллективы.
Плясовой наигрыш на крезе
|
|
Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1989. – С. 76. (Памятники культуры. Фольклорное наследие). |
Литература:
- Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты// Ежегодник
финн-угорских исследований `07. Ижевск,
2007. - С. 189-205.
- Бух М. Вотяки. Этнологическое исследование/ Перевод с нем. А. Н. Маркина. -
Ильсингфорс,1882.
- Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов
СССР. –2-е изд., доп. и перераб.
– М., 1975;
- Кунгуров С.Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты. – Ижевск,
1992; архивные материалы РЭМ.
|