Натуральная продольная труба

Игра на чипчиргане. 2005 г. Фото Пчеловодовой И. В.
Игра на чипчиргане. 2005 г. Фото Пчеловодовой И. В.

И. В. Пчеловодова

Натуральная продольная труба чипчирган. Музыкальный инструмент без игровых отверстий и без мундштука длиной 1000–1500 мм. Название инструмента связано с растением, из которого оно изготавливается: чипчирган «какалия/ недоспелка копьевидная». Звук на нем извлекается не вдуванием, а втягиванием воздуха исполнителем. Высота звука зависит от постановки губного аппарата (напряженно сжатые губы) и силы втягивания воздуха. При игре инструмент держат в приподнятом положении, придерживая правой рукой.

Чипчирганист И.А.Шабалин. 1937 г. УАССР, Селтинский р-н, д. Кельмовыр.
Чипчирганист И.А.Шабалин. 1937 г. УАССР, Селтинский р-н, д. Кельмовыр.
Чипчирган.
Чипчирган.

Технология изготовления не представляет большой сложности. Традиционным материалом является полый стебель растения недоспелки копьевидной. Срезается стебель необходимой длины. После чего инструмент проверяют на звук. К нижнему концу инструмента могли прикреплять конический раструб из бересты для усиления звучания.

Возникнув как сигнальный охотничий инструмент, чипчирган впоследствии стал собственно музыкальным инструментом. Еще в 50-е годы ХХ в. встречались виртуозные исполнители на чипчиргане, одним из которых был Иван Афанасьевич Шабалин. Играли на инструменте мелодии рекрутского, плясового напевов, а также наигрыши собственного сочинения. 

В настоящее время чипчирган вышел из употребления.

Наигрыш рекрутской мелодии на чипчиргане

Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1989. – С. 73. (Памятники культуры. Фольклорное наследие).
Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1989. – С. 73. (Памятники культуры. Фольклорное наследие).

Наигрыш на чипчиргане

Травина И.К. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1964. – С. 216.
Травина И.К. Удмуртские народные песни. – Ижевск, 1964. – С. 216.

Плясовой наигрыш на чипчиргане

Расшифровка Пчеловодовой И.В.
Расшифровка Пчеловодовой И.В.

Литература:

  1. ПМА
  2. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов
    народов СССР. –2-е изд., доп. и перераб. – М., 1975;
  3. Чисталев П. И. Коми народные музыкальные инструменты. – Сыктывкар, 1964;
    Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в
    духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета. – 1992. –  № 6.–
    С. 63–69;
  4. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты. – Ижевск,
    1992;
  5. Удмурты: историко-этнографический очерк. – Ижевск, 1993.