И. В. Пчеловодова
Варган ымкрезь («ым» – рот, «крезь» – инструмент/ напев, мелодия).
Существуют пластинчатая (рамная) разновидность инструмента и более поздняя дугообразная разновидность.
О распространенности
этого инструмента в древности среди удмуртов говорят археологические находки. Изготавливался инструмент из кости, бронзы и
меди. Размеры инструмента: общая длина 48–69,6 мм, костяные варганы доходили длиной до 127 мм, длина язычка 37–49
мм.
Древние металлические пластинчатые варганы вырезаны из тонкого листа. Для того, чтобы вырезать язычок (кыл),
на поверхность материала наносился рисунок, по схеме которого многократным проведением резца прорезался язычок. Иногда предварительно
делалось отверстие у острия язычка.
Способ игры на пластинчатых варганах следующий: инструмент зажимается зубами
и держится левой рукой за более длинный сплошной конец варгана. Пальцем правой руки кончик язычка подергивается, от чего он
вибрирует. Полость рта при этом служит резонатором, любые изменения в полости рта приводят к разнотембровым изменениям. Диапазон
звучания варганов достаточно широк: от низких приглушенных до высоких пронзительных звуков. Искусные исполнители обогащают
звучание варгана различными артикуляционными приемами.
Современные варганы представляют собой дугообразную разновидность,
подкова которых может иметь различные формы.
Во время игры подкову берут левой рукой, лапки прикладывают ко рту
и слегка зажимают зубами или губами, при этом язычок своим крючком должен быть обращен от исполнителя. Прижав инструмент губами
(именно этот прием является более типичным), пальцами правой руки приводят в движение стальной язычок. С помощью резонатора
(полости рта) и изменения артикуляции рта наигрывают мелодию. «Тональность» инструмента зависит от тона язычка,
который становится бурдоном. На фоне бурдона формируется мелодия, богатая обертонами.
У многих народов данный инструмент
является преимущественно или исключительно атрибутом женщин, иногда детей.
Литература:
- Голубкова А. Н., Иванов А. Г. Древние варганы Прикамья// Вестник Удмуртского университета.
– 1997. – № 8. – С. 93–107.
- Герасимов О. В. Народные музыкальные инструменты мари -
Йошкар-Ола, 1996.
|