Волынка быз. Бытовала в двух видах: быз с воздушным резервуаром из кожи или шкуры животного (чаще всего
теленка), в одном случае из двух трубок (трубкой для нагнетания воздуха и мелодической с 5-ю игровыми отверстиями), в другом
– из трех. К указанным трубкам добавлялась одна бурдонная трубка без игровых отверстий. Иногда на конце бурдонной трубки
укрепляется раструб из коровьего рога или из бересты. Мелодические и бурдонные трубки изготовлялись из дерева. Длина мелодической
трубки 250–350 мм и шириной 9–11 мм, а бурдонной – около 500–700 мм. В мелодическую и бурдонную трубки
вставлялись пищики из тростника, камыша, гусиного пера или ржаной соломы. Во время игры инструмент держат перед собой бурдонной
трубкой вверх или в сторону и прижимают мех к груди левой рукой. Звук волынки напряженный, резкий, сильный.
Музыкант с волынкой являлся обязательным участником свадебного обряда бесермян. При этом на протяжении всего свадебного
действа волынка выступала в качестве сольного инструмента, когда волынщик не аккомпанировал певцам, а играл самостоятельно
в промежутке между пением, так что музыка могла звучать беспрерывно. Однако встречалось и ансамблевое использование волынки
с другими инструментами (бубен, крезь, кубыз). Очевидно, звуки волынки являлись оберегом для невесты, так как она
надевала свой свадебный наряд только после того, когда все поезжане, придя в дом отца невесты, образуют хоровод вокруг сложенных
в груду всех предметов свадебного наряда невесты. Под звуки волынки хоровод пускался в пляс, хлопая в такт музыке ладошами.
Музыкант сопровождал молодых и поезжан на третий день, когда все вместе отправлялись на реку или к проруби, если дело происходит
зимой, где приносят жертвоприношение ву кузё (водяному), чтобы он не наслал болезнь на молодушку. Также на волынке
исполнялись танцевальные мелодии.
В настоящее время быз вышел из употребления.
Литература:
- Штейнфельд Н. П. Бесермяне. Опыт этнографического исследования//Календарь и
памятная книжка Вятской губернии на 1895
г. – Вятка, 1894. – С. 220–259;
- Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов
СССР. –2-е изд., доп. и перераб.
– М., 1975; Беляев В.М. Справка об удмуртских народных музыкальных инструментах// Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Удмуртские
народные песни: Тексты и исследования. – Ижевск, 1989. – С. 34–38;
- Голубкова А. Н. К вопросу о ранних этапах формирования музыкальной культуры
удмуртов// Истоки искусства Удмуртии.
– Ижевск, 1989. – С. 3–11;
- Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX – 90-е годы XX вв.).–
Ижевск, 1998;
- Яковлев В. Волынка у поволжских народов// Музыкальный фольклор и творчество
композиторов Поволжья. – В. 73.
– М., 1984. – С. 75–83;
- Пчеловодова И. В. Удмуртская волынка: история собирания и изучения//
Традиционная и профессиональная музыка: аспекты
взаимодействия. – Ижевск, 2005. – С. 63–71;
- Архивные фонды РЭМ – быз хранится под № 1111-112 abcde.
Карпов А. М. Древние музыкальные инструменты (к
этнографическому изучению)// Истоки искусства Удмуртии. - Ижевск, 1989. - С. 12-22.
|