Во время игры узьыгумы придерживают левой рукой в вертикальном или горизонтальном положении (в зависимости от
удобства для исполнителя), направляя его в правую сторону. Высота звука зависит от силы вдувания воздуха, от напряжения губного
аппарата, открывания и закрывания нижнего отверстия инструмента указательным пальцем правой руки. Характер звука при этом
в низком регистре приглушенный с шипящим эффектом, а в высоком – резкий, свистящий.
Все размеры инструмента соотносятся с размерами частей человеческого тела. Так, длина инструмента выбирается в зависимости
от длины руки, а толщина должна соответствовать толщине большого пальца. На широком конце стебля делается односторонний косой
срез и свистковый вырез прямоугольной формы. Внутренняя часть стебля прочищается от узловых перемычек.
Процесс изготовления узьыгумы не представляет большой сложности, поэтому самое главное заключается в умении извлекать
звук: сначала пробуют получить чистый звук с открытым нижним отверстием, а затем и при закрытом отверстии.
Играли на узьыгумы сольно или в ансамбле с другими инструментами, например, с гармошкой, если совпадал звукоряд
инструментов. Исполнители проводили соревнования между собой, лучшие оценивались по мастерству игры. Репертуар составляют
обрядовые (рекр., свадебные, гостевые), трудовые (напевы, исполняемые во время лесосплава на плотах), плясовые и частушечные
наигрыши. Очень хорошо на инструменте исполняются импровизации.
Вместо традиционного материала, т.е. стебля дягиля (тростника, пикана, борщевика), можно использовать современные материалы:
лыжные палки, резиновый шланг, пластмассовые трубки. При этом желательно сохранить прежнюю традиционную форму инструмента,
для чего верхнюю часть инструмента можно сделать из широкой трубки, либо для нижнего выходного отверстия использовать узкую
трубку.
Узьыгумы – пастушеский инструмент, изготавливается непосредственно во время пастьбы и является своего рода
собеседником для пастухов.
Наигрыш рекрутской песни на узьыгумы
|
Литература:
- ПМА
- Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов
народов СССР. –2-е изд., доп. и перераб.
– М., 1975;
- Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. К изучению поэтического и музыкального стиля
удмуртской народной песни// Записки. –В.
10. –Ижевск, 1941. (Труды Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка, литературы и фольклора);
- Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты. – Ижевск,
1992;
- Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в
духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского
университета. – 1992. – № 6.– С. 63–69;
- Удмурты: историко-этнографический очерк. – Ижевск, 1993.
|