Колокольчики, бубенцы

И. В. Пчеловодова

Колокольчики, бубенцы чингыли, чингыли гырлы («чингетыны» – звенеть). Вместе с монетами и звенящими металлическими пластинками колокольчики и бубенцы входили в состав шумящей подвески традиционного женского костюма, по 3–4 колокольчика прикрепляли к браслетам, которые надевались на руки танцующим и при ударах в ладоши звенели. Во время обряда пӧртмаськон (ряжение) звенящие предметы, в том числе колокольчики и бубенцы, пришивалсиь к подолу платья.  Колокольчиками украшали упряжь лошади, они подвешивались к дугам лошадей, стоящих во главе свадебного поезда, выполняя функцию оповещательного сигнала и оберега молодых от порчи и злых духов.

Все шумящие и звенящие предметы (колокола, колокольчики, бубенцы, монеты, металлические пластинки, бисер, подвески)применялись с магическо-охранительной целью отпугивания злых духов. В танце звон колокольчиков, монет и металлических подвесок создавал дополнительный музыкальный фон.


Литература:

  1. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета. – 1992. –  № 6.– С. 63–69;
  2. Бояркин Н. И.  Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции: Учеб. пособие. Ч. 1. – Саранск, 2004;
  3. ПМА.