И. В. Пчеловодова
Колокольчики, бубенцы чингыли, чингыли гырлы («чингетыны» – звенеть). Вместе с монетами и
звенящими металлическими пластинками колокольчики и бубенцы входили в состав шумящей подвески традиционного женского костюма,
по 3–4 колокольчика прикрепляли к браслетам, которые надевались на руки танцующим и при ударах в ладоши звенели. Во
время обряда пӧртмаськон (ряжение) звенящие предметы, в том числе колокольчики и бубенцы, пришивалсиь к подолу
платья. Колокольчиками украшали упряжь лошади, они подвешивались к дугам лошадей, стоящих во главе свадебного поезда,
выполняя функцию оповещательного сигнала и оберега молодых от порчи и злых духов.
Все шумящие и звенящие предметы
(колокола, колокольчики, бубенцы, монеты, металлические пластинки, бисер, подвески)применялись с магическо-охранительной целью
отпугивания злых духов. В танце звон колокольчиков, монет и металлических подвесок создавал дополнительный музыкальный фон.
Литература:
- Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в
духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета. – 1992. – № 6.– С. 63–69;
- Бояркин
Н. И. Мордовская народная музыка: Многоголосные инструментальные традиции: Учеб. пособие. Ч. 1. – Саранск, 2004;
- ПМА.
|