Бросание лодыжек


Л. Н. Долганова

Лодӥга (д. Большие Ошворцы, Старый Седбам, Чуралуд, Кыква, Александрово, Кычино); лодӥга куян (д. Пуштовай) – бросание лодыжек; ашык,  ашыкен шудон (д. Кузебаево, Большие Сибы); козлокен шудон (д. Юмьяшур) – в лодыжку.

В начале века в эту игру играли на посиделках/пукон корка, а иногда и на Пасху (д. Ягул Можгинского р-на). Еще в 30-е годы прошлого века эта древняя игра, известная многим народам, пользовалась большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Чаще всего в нее играли в выходные и праздничные дни.

В игре принимало участие от 2 до 20 человек. Каждый игрок имел при себе запас лодыжек  – косточек из коленных суставов овец или свиней (лодӥга, или ашык – в южных районах). Их часто раскрашивали в синий, красный, желтый, зеленый цвет – «для красоты». Впрочем, не исключено, что раньше раскрашивание могло иметь  обрядовый (как, скажем раскрашивание пасхальных яиц) или иной смысл – например, для различения лодыжек разных игроков. Лодыжки для игры собирали в течение всего года и хранили их в особых мешочках/пуйы.

Игра протекала следующим образом. Игроки, усевшись за стол, выкладывали по несколько лодыжек в казну или люк (куча – д. Кузебаево). Количество лодыжек зависело  от уговора  и от того, сколько их было у игроков. Обычно за один раз могли выкладывать до 5 штук, ориентируясь на тех игроков, у которых косточек было меньше, но с таким расчетом, чтобы общее количество лодыжек составляло 20–40 штук. Затем определяли очередность: вытаскивали по очереди из шапки бумажки с написанными на них номерами или угадывали, в какой руке держит лодыжку другой игрок. У детей очередность бросков определялась по выкрику: «Мон первой!» («Я первый!») и т. д. Могли определять и по считалкам, чтобы не было раздора.

Первый по очереди игрок брал в горсть все лодыжки из «казны», и бросал их на стол с таким расчетом, чтобы они равномерно рассыпались по столу. После этого начинал щелчками попадать лодыжкой по другим лодыжкам, упавшим на ту же сторону.

Обычно все четыре стороны лодыжек имеют свои названия. Две плоские, или боковые стороны, иногда имеют общее название поп (д. Якшур-Бодья). В д. Большие Ошворцы боковая сторона с ямочкой называется гужем/лето, а противоположная ей, ровная сторона, называется тол (зима). Две другие стороны: выпуклая – тыбыр/спина и вогнутая – гӧр/выемка. В д. Сеп и Лонки-Ворцы сторона тыбыр называлась тулыс/весна или гесь, сторона гӧрсӥзьыл/осень или вӧсь, а тол – азь/перед.

Интересна система обозначения сторон кости по временам года – наиболее древняя из сохранившихся у удмуртов. Однако чаще всего встречаются обозначения сторон кости по их реальным свойствам: шершавости, изогнутости. Так, в д. Ворца сторона гужем называлась шадра/шершавая, а толвольыт/гладкая, ровная. В д. Ягул тыбыр – кымин/ничком, а гӧр – гаӵолӥн/навзничь. В д. Пуштовай тыбыр – вырйыл/ложбинка, а боковые стороны – кӧт урдэс/на бочок. В д. Муважи тыбыр – уллань/  низ, а гӧр – выллань/кверху, боковые стороны – урдэс/бок, как и в соседней д. Кузебаево, где гӧргоп/ямка, а тыбыр – уань или вань* (добро, букв. «есть богатство»). Последнее название объясняется тем, что иногда играли только косточками, упавшими определенной стороной вверх. А в некоторых вариантах игры эти лодыжки считались выигранными (см. следующую игру). Так. в д. Билигурт  в игре принимали участие только лодыжки, упавшие стороной гӧр или тыбыр вверх. В д. Старый Седбам игрок имел право забрать себе сразу после броска кость, упавшую стороной вольыт вверх. В д. Пуштовай он забирал себе сразу кости, упавшие на бок/кӧтурдэс. В д. Старый Седбам если косточка при столкновении задевала третью, то игрок должен был выложить на стол дополнительно еще одну лодыжку.

Затем игрок, произведя щелчок, попадал в намеченную лодыжку, не задев при этом другие косточки. Он мог  забрать себе либо ту лодыжку, которой щелкал, либо ту, в которую попал. При удачном попадании игрок продолжал щелчки. А если промахнулся или задел при ударе другие лодыжки, кроме намеченной, то в игру вступал следующий игрок и начинал все сначала. Он, собрав оставшиеся лодыжки, снова разбрасывал их по столу.

Если после разбрасывания одна лодыжка оказывалась поверх другой, то их либо перебрасывали, либо сбивали друг о друга выигранной лодыжкой.

В том случае, когда на столе оставались только лодыжки, упавшие разными сторонами вверх, или если одинаково упавшие кости были разделены другими, игрок мог перебросить оставшиеся на столе лодыжки и продолжить игру. Когда лодыжки заканчивались, игроки сбрасывались в «казну». Игрок, у которого косточки кончались, выбывал из игры. Иногда ему одалживали лодыжки другие игроки. Побеждал тот, кто выиграл больше всех лодыжек.

Некоторые удачливые игроки выигрывали их до сотни. Насколько это много, можно судить по тому, что в разных районах за одну копейку можно было купить от 3 до 10 пар лодыжек. Основная цель игры заключалась в том, чтобы выиграть как можно больше лодыжек.

Иногда вместо денег или лодыжек считали количество набранных очков. В д. Сеп за тол игрок получал 4 очка, за гужем – 3, за тыбыр – 2, за гӧр – 1. Причем в этом случае выигранные кости возвращали их владельцам, но тому, кто набрал меньше всего очков, давали щелчки. В д. Кузебаево победитель/вормись щелкал по лбу остальных игроков столько раз, на сколько у него, по сравнению с данным игроком, больше выигранных лодыжек. Такая система «расплаты» была особенно популярна у детей.

*Вань – употреблялось обычно в двух значениях: имею, есть («кон», «выиграл», «попал»); добро, богатство. – Прим. ред.