Л. Н. Долганова
Под термином детский фольклор принято понимать совокупность произведений, созданных взрослыми для детей или самими
детьми. Многообразие жанров этого пласта устного народного поэтического творчества объясняется важностью задач, которые ставит
перед собой народная педагогика с первых дней жизни ребенка – воспитать умственно, нравственно и физически здорового
человека. Отличительной чертой детского фольклора является то, что он строго учитывает возрастные и психологические особенности
детей.
В структуре жанров детского фольклора различают три группы. В первую группу относятся произведения, создаваемые взрослыми
для детей. Это колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Во вторую группу входят произведения, перешедшие
из репертуара взрослых: заклички, приговорки, загадки, побаски, сказки, скороговорки, игры. Собственно детским творчеством
являются дразнилки, поддевки, жеребьевые сговоры, считалки. Они и составляют последнюю, третью, группу.
Все эти жанры имеются и в удмуртском детском фольклоре. В течение ряда веков они играли важную роль в нравственном и эстетическом
воспитании детей. И поныне неиссякаем этот источник народной педагогики, о чем свидетельствуют полевые записи последних лет.
Первым письменным свидетельством, где говорится о характерных чертах воспитания в удмуртской среде, является труд Г.Е.Верещагина
«Вотяки Сарапульского уезда». Он отмечал положительные стороны нравственного воспитания удмуртских детей: «…
любя мир и согласие, что особенно характерно им (удмуртам – Л. Д.), внушают это же и детям своим; поэтому дети их все
то, что нарушает мир и согласие, считают пороком и стараются быть кроткими и тихими со своими ближними». Далее ученый
отмечает, что игры имеют по преимуществу гимнастический характер, развивают силу и ловкость. Кроме игр, практикуются своеобразные
шутки, загадки, фокусы.
|