Л. А. Волкова
В комплекс аграрных культов удмуртов входили магические действия вместе с обрядами, приметами, предсказаниями и регламентацией
повседневного и праздничного поведения. Цель культов состояла в обеспечении благополучия крестьянской семьи. Многочисленные
духи-покровители природы, земли и растений: Инмар (верховное божество неба), Куазь (божество погоды и атмосферных
явлений), Му Кылдысин (божество земли и растительности), Гудыри мумы (божество грозы и грома),
Инву (божество небесной влаги-росы), Вумурт (божество реки- воды) и мн. др., – влияли
на ход работ и результаты труда земледельца. У них крестьяне просили, чтобы из одного зерна было 77 колосьев, чтобы солома
была толста, как камыш, и делилась на семь колен-суставов, чтобы зерно уродилось столь же велико, как куриное яйцо; чтобы
по окончании жатвы, когда везти хлеб на гумно, из девяти овинов получилось десять; чтобы они составили кладуху, а рядом бы
с ней возникла другая, в кладухах бы оказалось двадцать овинов. Их молили о том, чтобы они не позволяли портить «…нивы
ни червям, ни мышам, ни мошкам», но оградили поля «ночною теплотою, вечерними зарницами, мелким-теплым дождичком,
желанно-грозным громом!».
Люди особыми словами-заклинаниями старались стимулировать плодовитость скота и урожайность зерновых культур и травы. В
период зимнего солнцестояния Вожо дыр загадывали загадки детям, которые также растут и могут магически передать свою способность
природе. Например, такие загадки: «Йырыз – пила, быжыз – сюрло» («Голова –
пила, хвост – серп») – о петухе, «Ньыль пыӵал одӥг горшоке ыбо» («Четыре
ружья стреляют в один горшок») – о корове, были призваны умножить крестьянское подворье птицей и скотом. На Святках
катались на лошадях, стараясь в сани посадить как можно больше людей, чтобы «летом хлеб рос гуще».
|
Обряды аграрного культа приурочивались к церковному календарю. Так, Гербер, праздник по случаю завершения весенних посевных
работ, проводимый в последние дни летнего солнцестояния Инвожо, был приурочен к 12 июля – дню Св. Петра и Павла.
Другой праздник – Пичи гербер, справляемый после уборки сена и жатвы озимой ржи, был замещен Ильиным днем 2
августа. Церковь приспосабливала православные атрибуты (иконы, кресты, свечи, святую воду) к языческим молениям. В тексты
заклинательных молитв/куриськон вошли имена Христа, некоторых православных святых, особенно – Ильи-Пророка,
Николая-Чудотворца. Нередко в обряде участвовал православный священник и служил молебен, после которого крестьяне исполняли
традиционные действия: а) закалывали жертвенное животное или птицу; б) собирали жертвенные дары (мясо, крупу, хлеб,
хмельные напитки); в) обращались с просьбой к языческим божествам и бросали в огонь часть яств, принесенных
участниками обряда; г) устраивали праздничную трапезу (при этом долю ритуальной еды не пришедшим на обряд приносили
домой); д) «провожали» божество, уносили часть жертвенных яств в определенное место (закапывали в яму, подвешивали
на деревья); е) устраивали праздничное гуляние по деревне/ вӧсь нерге.
|