Аграрные культы

Ансамбль гармонистов на празднике гербер. Фото К.И. Куликова
Ансамбль гармонистов на празднике гербер. Фото К.И. Куликова

Л. А. Волкова

В комплекс аграрных культов удмуртов входили магические действия вместе с обрядами, приметами, предсказаниями и регламентацией повседневного и праздничного поведения. Цель культов состояла в обеспечении благополучия крестьянской семьи. Многочисленные духи-покровители природы, земли и растений: Инмар (верховное божество неба), Куазь (божество погоды и атмосферных     явлений), Му Кылдысин (божество земли и растительности), Гудыри мумы (божество грозы и грома), Инву (божество небесной влаги-росы), Вумурт (божество реки-    воды) и мн. др., – влияли на ход работ и результаты труда земледельца. У них крестьяне просили, чтобы из одного зерна было 77 колосьев, чтобы солома была толста, как камыш, и делилась на семь колен-суставов, чтобы зерно уродилось столь же велико, как куриное яйцо; чтобы по окончании жатвы, когда везти хлеб на гумно, из девяти овинов получилось десять; чтобы они составили кладуху, а рядом бы с ней  возникла другая, в кладухах бы оказалось двадцать овинов. Их молили о том, чтобы они не позволяли портить «…нивы ни червям, ни мышам, ни мошкам», но оградили поля «ночною теплотою, вечерними зарницами, мелким-теплым дождичком, желанно-грозным громом!».

Люди особыми словами-заклинаниями старались стимулировать плодовитость скота и урожайность зерновых культур и травы. В период зимнего солнцестояния Вожо дыр загадывали загадки детям, которые также растут и могут магически передать свою способность природе. Например, такие загадки: «Йырыз – пила, быжыз – сюрло» («Голова – пила, хвост – серп») – о петухе, «Ньыль пыӵал одӥг горшоке ыбо» («Четыре ружья стреляют в один горшок») – о корове, были призваны умножить крестьянское подворье птицей и скотом. На Святках катались на лошадях, стараясь в сани посадить как можно больше людей, чтобы «летом хлеб рос гуще».

Состязание всадников на празднике гербер. 2002 год. Фото К.И. Куликова.
Состязание всадников на празднике гербер. 2002 год. Фото К.И. Куликова.
Деревенский праздник в честь окончания сева сабантуй. д. Ципья. Фото Т.Г. Перевозчиковой.
Деревенский праздник в честь окончания сева сабантуй. д. Ципья. Фото Т.Г. Перевозчиковой.
Обряды аграрного культа приурочивались к церковному календарю. Так, Гербер, праздник по случаю завершения весенних посевных работ, проводимый в последние дни летнего солнцестояния Инвожо, был приурочен к 12 июля – дню Св. Петра и Павла. Другой праздник – Пичи гербер, справляемый после уборки сена и жатвы озимой ржи, был замещен Ильиным днем 2 августа. Церковь приспосабливала православные атрибуты (иконы, кресты, свечи, святую воду) к языческим молениям. В тексты заклинательных молитв/куриськон вошли имена Христа, некоторых православных святых, особенно – Ильи-Пророка, Николая-Чудотворца. Нередко в обряде участвовал православный священник и служил молебен, после которого крестьяне исполняли традиционные действия:
а) закалывали жертвенное животное или птицу;
б) собирали жертвенные дары (мясо, крупу, хлеб, хмельные напитки);
в) обращались с просьбой к языческим божествам и бросали в огонь часть яств, 
принесенных участниками обряда;
г) устраивали праздничную трапезу (при этом долю ритуальной еды не пришедшим
на обряд приносили домой);
д) «провожали» божество, уносили часть жертвенных яств в определенное место
(закапывали в яму, подвешивали на деревья);
е) устраивали праздничное гуляние по деревне/ вӧсь нерге.