Содержание домашних животных и птиц связано с богатой религиозно-мифологической культурой, в которой обнаруживается несколько
пластов: а) культ домашних животных и птиц; б) аграрные культы; в) жизненный цикл человека.
Домашние животные и птицы выполняли в обрядах множество функций: символическую, магическую, дарственную, благодарственную,
посредническую и, разумеется, чисто утилитарную – в качестве праздничного продукта питания.
Поверьями, предписаниями, запретами, заговорами, магическими действиями, обрядами и жертвоприношениями люди старались сохранить
и приумножить поголовье скота и домашней птицы. В молитвах просили, чтобы «дойные коровы были молочны и масляны»,
«овцы плодовиты и богаты шерстью», «свиньи все лето паслись на паровом поле и домой пришли только осенью»,
чтобы была «соловая лошадь с золотой головой, и бежала бы она без понукания, на ней была бы серебряная узда, и на ноги
была бы легка», «чтобы во дворе, как щепок, было полно кур-цыплят, чтоб вся вода была покрыта, как листьями-цветами,
гусятами-утятами», и «чтобы скот не утонул в реке и не застрял в тине, топи болота, чтобы его не задрали дикие звери».
Домашних животных и птиц использовали в магических действиях, направленных на защиту человека от недобрых сил и на предсказание
судьбы, здоровья. Так, куры, бродящие по двору в сумерках и ночью, или курица, запевшая петухом, предвещают несчастье, часто
– смерть, поскольку с курицей, связаны представления о загробном мире. При переходе семьи в новую избу туда впускали
петуха с курицей. Петух разгоняет тьму и нечистую силу, а курица способствует умножению богатства в новом доме. В ночь на
Великий четверг или в Святки девушки ловили кур или овец, чтобы по масти узнать цвет волос будущего жениха. Лошадь могла предсказать
будущее девушке. Для этого в Великий четверг или на Святках «пускали лошадь на улицу. В какую сторону пойдет, с той стороны
жди сватов».
|