Пчеловодство
|
Мед. Фото К.И. Куликова. |
Г. А. Никитина
ПЧЕЛОВОДСТВО/муш вордон, муш утён – одно из древнейших занятий удмуртов. Прошло в своем развитии три этапа:
дикое (бортевое), колодное и рамочное. На первом этапе сводилось к сбору меда/чечы и воска/сюсь в естественных
дуплах деревьев. Со временем появились искусственные борти/подэм, выдалбливаемые внутри деревьев, которые помечались
родовыми (в поздней традиции – семейными) бортными знаками/подэм пус, обозначающими право собственности. Умышленная
порча бортей, присвоение чужого меда считалось преступным деянием и влекло за собой суровое наказание.
На втором этапе пчел стали содержать в колодах/муш уморто, чурка на лесных пасеках/муштор
или приусадебных участках. Колоды выдалбливали из толстого обрубка дерева высотой около 150–200 см и диаметром
30–50 см, дно и потолок забивали досками и сверху закрывали лубом, берестой. Вдоль колоды вырезали щель/мурес,
закладываемую двумя брусками. Среди удмуртов переход к пасечному пчеловодству произошел в XVIII в.
Третий этап развития пчеловодства начался с появлением рамочных ульев современного типа. На пасеках удмуртов такие ульи
зафиксированы в 80-е гг. XIX в.
|
|
Пасека. Фото Г.А. Никитиной. |
|
|
|
Рамочный улей. |
|
|
Рамочные улья на пасеке. УАССР, Завьяловский р-н, д.Ст. Сентек, 1981 г. |
|
|
|
Пчеловоды Кириллов Д.Н. (слева) и Кириллов А.Д. на скамейке перед омшаником. УАССР, Завьяловский р-н, д. Ст. Сентек, 1981
г.
|
|
Удмурты считались искусными пчеловодами, их мед высоко ценился на ярмарках, особенно славился сарапульский бортевой мед.
Исследователи второй половины XIX в. отмечали сноровку и мастерство, внимание и прилежность пчеловодов-удмуртов, их любовь
и почтительное отношение к пчеле. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие (ср.: муш кадь ужась
– работящий, как пчела) и бескорыстие; стойким было убеждение, что пчеловодством могут заниматься только высоконравственные,
морально и физически чистоплотные люди. На пасеку всегда приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы чувствительны
к грязи, запаху пота. По обычному праву большим грехом считалось убийство пчелы ради забавы, не поощрялась
купля-продажа пчелосемей, их раздел. Секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям, пасеки всячески охранялись
от «порчи», «сглаза», покровителю пчел – одному из триады главных божеств Куазю (муш возьмась
Куазь), а также Лудмурту (Божеству полей) приносили жертвы. Удачу в промысле стремились подкрепить исполнением
специальных обрядовых песен/муш утён гур.
|
|
Маточницы. |
|
|
|
Резной футляр для пчелиной матки. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото Е.В. Поповой. |
|
|
Борти. |
|
|
|
Ведро берестяное для меда и заплечная сумка. |
|
|
Пчеловод с медогонкой. |
|
|
|
Подготовка лубяной колоды для ловли роя пчел. УАССР, Завьяловский р-н, д.Шабердино, 1981 г. |
|
|
|