Пчеловодство

Мед. Фото К.И. Куликова.
Мед. Фото К.И. Куликова.

Г. А. Никитина

ПЧЕЛОВОДСТВО/муш вордон, муш утён – одно из древнейших занятий удмуртов. Прошло в своем развитии три этапа: дикое (бортевое), колодное и рамочное. На первом этапе сводилось к сбору меда/чечы и воска/сюсь в естественных дуплах деревьев. Со временем появились искусственные борти/подэм, выдалбливаемые внутри деревьев, которые помечались родовыми (в поздней традиции – семейными) бортными знаками/подэм пус, обозначающими право собственности. Умышленная порча бортей, присвоение чужого меда считалось  преступным деянием и влекло за собой суровое наказание.

 На втором этапе пчел стали содержать в колодах/муш уморто, чурка на лесных пасеках/муштор или приусадебных участках. Колоды выдалбливали из толстого обрубка дерева  высотой около 150–200 см и диаметром 30–50 см, дно и потолок забивали досками и сверху закрывали лубом, берестой. Вдоль колоды вырезали  щель/мурес, закладываемую двумя брусками. Среди удмуртов переход к пасечному пчеловодству произошел в XVIII в.

Третий этап развития пчеловодства начался с появлением рамочных ульев современного типа. На пасеках удмуртов такие ульи зафиксированы в 80-е гг. XIX в.

Пасека. Фото Г.А. Никитиной.
Пасека. Фото Г.А. Никитиной.
Рамочный улей.
Рамочный улей.
Рамочные улья на пасеке. УАССР, Завьяловский р-н, д.Ст. Сентек, 1981 г.
Рамочные улья на пасеке. УАССР, Завьяловский р-н, д.Ст. Сентек, 1981 г.
Пчеловоды Кириллов Д.Н. (слева) и Кириллов А.Д. на скамейке перед омшаником.  УАССР, Завьяловский р-н, д. Ст. Сентек, 1981 г.
Пчеловоды Кириллов Д.Н. (слева) и Кириллов А.Д. на скамейке перед омшаником. УАССР, Завьяловский р-н, д. Ст. Сентек, 1981 г.

Удмурты считались искусными пчеловодами, их мед высоко ценился на ярмарках, особенно славился сарапульский бортевой мед.  Исследователи второй половины XIX в. отмечали сноровку и мастерство, внимание и прилежность пчеловодов-удмуртов, их любовь и почтительное отношение к пчеле. В устном народном творчестве пчелы олицетворяли трудолюбие (ср.: муш кадь ужась – работящий, как пчела) и бескорыстие; стойким было убеждение, что пчеловодством могут заниматься только высоконравственные, морально и физически чистоплотные люди. На пасеку всегда приходили в чистой белой одежде, так как считали, что пчелы чувствительны к    грязи, запаху пота. По обычному праву большим грехом считалось убийство пчелы ради забавы, не поощрялась купля-продажа пчелосемей, их раздел. Секреты пчеловодства редко передавались посторонним людям, пасеки всячески охранялись от «порчи», «сглаза», покровителю пчел – одному из триады главных божеств Куазю (муш возьмась Куазь), а также Лудмурту (Божеству полей) приносили жертвы. Удачу в промысле стремились подкрепить исполнением специальных обрядовых песен/муш утён гур.

Маточницы.
Маточницы.
Резной футляр для пчелиной матки. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото Е.В. Поповой.
Резной футляр для пчелиной матки. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото Е.В. Поповой.
Борти.
Борти.
Ведро берестяное для меда и заплечная сумка.
Ведро берестяное для меда и заплечная сумка.
Пчеловод с медогонкой.
Пчеловод с медогонкой.
Подготовка лубяной колоды для ловли роя пчел. УАССР, Завьяловский р-н, д.Шабердино, 1981 г.
Подготовка лубяной колоды для ловли роя пчел. УАССР, Завьяловский р-н, д.Шабердино, 1981 г.