Животноводство


Г. А. Никитина

ЖИВОТНОВОДСТВО/пудо вордон было второй после земледелия значимой отраслью в хозяйстве удмуртов. По мнению археологов, в YIII–III вв. до н. э. предкам удмуртов были уже известны все виды животных, которых разводят до сих пор, в первую очередь это лошадь/вал, корова/скал, овца/ыж, коза/кеч, свинья/парсь. На городищах ананьинского времени  (VIII–III вв. до н. э.) обнаружено такое количество костей животных, что известный археолог А. А. Спицын назвал эти памятники «костеносными».

Довольно рано в хозяйствах появляется домашняя птица – куры/курег, утки/ӵӧж, индюки/курка, немыч) и гуси/ӟазег.

Продукция животноводства и птицеводства (мясо, молоко, жир, яйца) шла на питание. Шкуры забитого скота, щетина, перо, пух, шерсть использовали в домашних ремеслах, пускали на изготовление мягкой утвари, одежды. Навозом и пометом удобряли поля. Кроме всего прочего,  продукты животноводства использовали для ритуальных целей. Лошадей разводили как рабочий скот. Некоторые продукты животноводства употреблялись в народной медицине.  Домашний скот часто являлся средством оплаты долговых денег, очень редко поступал на рынок в качестве товара.

Метка и оберег чук на домашних животных. с. Куеда, Куединский район, Пермская область. 2005.
Метка и оберег чук на домашних животных. с. Куеда, Куединский район, Пермская область. 2005.
Разведение птицы. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова.
Разведение птицы. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова.

В среднем в удмуртских хозяйствах содержалось от 2 до 3 коров, 2-5 голов мелкого рогатого скота, до 10-12 голов птицы. В конце XIX в. 27,9% удмуртских хозяйств были безлошадными и однолошадными, к 1912 г. их количество возросло до 38,8%. Имеющийся скот в основном был не породистым, мелким. Особую известность своей выносливостью получили лишь лошадь породы «вятка» местной селекции и романовская овца.

Когда не было возможности держать одновременно лошадь и корову, удмурты предпочитали расстаться с коровой, чем с лошадью, ибо отсутствие последней означало потерю хозяйственной самостоятельности.

Содержание скота в пастбищный сезон не требовало особых усилий. Лошади обычно паслись на лугах или на паровом поле; в период напряженных полевых работ их пасли ночью, что входило в обязанности подростков. Весь остальной скот пасли в огороженных выгонах-поскотинах или на полях, в лесу, на арендованных    пастбищах. Большинство общин обходилось вольным выпасом, но в конце XIX в. для мелкого скота – овец, коз, свиней – стали практиковать наем пастухов. Оплата труда пастуха и одного-двух подпасков была денежной, кроме того, каждый домохозяин обязывался в порядке очереди и пропорционально количеству скота кормить их.

Хлев для молодняка крупного рогатого скота. Усадьба Е.П.Кузьминой.1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Горд Намер.
Хлев для молодняка крупного рогатого скота. Усадьба Е.П.Кузьминой.1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Горд Намер.
Хлев-конюшня (закамские удмурты). БАССР, Янаульский р-н, д. Барабановка, 1984 г.
Хлев-конюшня (закамские удмурты). БАССР, Янаульский р-н, д. Барабановка, 1984 г.

В зимнее помещение, хлев/гид, скот загоняли только глубокой осенью, после наступления постоянных холодов. Хлева представляли собой срубные помещения с небольшими волоковыми окнами и деревянным полом. Днем скот часто находился в крытых загонах или под навесом; в сильные морозы молодняк и птицу заносили в  дом.

Двор для скота. Усадьба Д.А.Зямбаева. 1987 г. УАССР, Юкаменский р-н, д. Каменная.
Двор для скота. Усадьба Д.А.Зямбаева. 1987 г. УАССР, Юкаменский р-н, д. Каменная.
Тип двора: хлев, справа – семейное святилище – куала (в настоящее время используется как летняя кухня). 1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.
Тип двора: хлев, справа – семейное святилище – куала (в настоящее время используется как летняя кухня). 1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.

На зиму оставляли самый необходимый минимум скота. Большая доля уходила на питание, часть – на жертвоприношения, оставшаяся – на воспроизводство  поголовья. Большое количество скота в зимний период могли содержать только экономически состоятельные хозяйства.

Основной корм скота зимой – сено и солома. Солома давалась как в сухом нарезанном виде, так и в виде мешанины/суралтэм с добавлением муки, отрубей, соли, замешанных на воде. Сначала старались скормить мякину и солому проса, гороха, гречихи, затем ржаную и овсяную. Сено давали лошадям, стельному скоту и молодняку, а овес – только лошадям в дни особо напряженных работ, так как с их работоспособностью связывались успех весеннего сева и судьба будущего урожая.

Как только сходил снег, скот выгоняли в поле на подножный корм; где не хватало или совсем не было пастбищ, он кормился на паровом поле. После сенокоса животных пускали на луга, после жатвы – на убранные поля. Нехватка выгонных угодий и попеременный вольный выпас на участках севооборота вынуждали крестьян огораживать поля, чтобы не допустить потравы. Полевая изгородь/кенер требовала постоянного надзора, поэтому за каждым домохозяином закреплялся определенный участок изгороди, за исправность которой он отвечал. Ранней весной изгороди ремонтировались, и затем староста или уполномоченный от общества крестьянин проверяли их состояние. Во многих селениях, чтобы удержать скот от потрав, въезд и выезд из деревни обносились забором или плетнем и ставились ворота.

При вольном выпасе скот, оставаясь без присмотра, подвергался травмам, нападению зверей, укусам насекомых, часто терялся. Чтобы предотвратить его потери, уберечь от болезней, травм, удмурты прибегали к различного рода обрядам, магическим приемам, в которых имелась и рациональная основа. К примеру, при выпуске скота со двора и по возвращении давали кусочек хлеба с солью, чтобы приучить его к возвращению домой. Примером магического приема, направленного на сохранение скота, может послужить обряд ньӧр васьтыр: в Великий Четверг (четверг перед Пасхой) женщины стегали овец ивовыми прутьями, высказывая пожелания здоровья скоту и большого приплода.

В общинах, где нанимали пастухов, они несли полную ответственность перед обществом и отдельными крестьянскими хозяйствами за пропажу скота или потраву полей. Если потрава все же происходила, пастуха подвергали штрафу в пользу пострадавшего домохозяина. Сумму убытка от потравы определяло общество.

В пореформенный период удмуртское крестьянство испытывало большой недостаток сенокосов и выгонов, что вынуждало прибегать к аренде частновладельческих и казенных участков. В Елабужском уезде дефицит кормовых площадей привел к появлению категории так называемого «испольного» скота. Не имея достаточных кормов, крестьяне отдавали свою скотину (особенно коров) «исполу» в другие хозяйства на условиях, что взявший корову крестьянин кормит ее в течение условного времени,  пользуется молоком и маслом и, кроме того, в его же пользу поступает и приплод.

Стога. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И.Куликова.
Стога. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И.Куликова.
Возвращение стада с пастбища. Балтасинский район. 2006. Фото К.И. Куликова.
Возвращение стада с пастбища. Балтасинский район. 2006. Фото К.И. Куликова.

Уборка сена удмуртами начиналась в первых числах июля, в пору созревания земляники. Кроме кос-литовок, грабель, вил, во время сенокоса использовались косы-горбуши,  которыми убирали травы с кочковатых, болотистых участков.

Скошенная трава в течение 1-2 суток сушилась, затем сено сгребалось в валки и копнилось. Из копен оно сметывалось в кабаны или стога прямо на лугах, а осенью-зимой по санному пути по мере надобности перевозилось во двор и складывалось под навесом или на сеновале.

Отсутствие достаточного количества кормов, теплых хлевов часто приводило к болезням, падежу скота. Настоящим бичом для животноводства были эпизоотии (эпидемии, моры), наносившие огромный ущерб крестьянским хозяйствам. Никаких эффективных мер борьбы с падежом скота крестьянство не могло предпринять, единственным средством были попытки ограничить распространение эпизоотии путем изоляции очага.