Животноводство
Г. А. Никитина
ЖИВОТНОВОДСТВО/пудо вордон было второй после земледелия значимой отраслью в хозяйстве удмуртов. По мнению археологов,
в YIII–III вв. до н. э. предкам удмуртов были уже известны все виды животных, которых разводят до сих пор, в первую
очередь это лошадь/вал, корова/скал, овца/ыж, коза/кеч, свинья/парсь. На городищах
ананьинского времени (VIII–III вв. до н. э.) обнаружено такое количество костей животных, что известный археолог
А. А. Спицын назвал эти памятники «костеносными».
Довольно рано в хозяйствах появляется домашняя птица – куры/курег, утки/ӵӧж, индюки/курка,
немыч) и гуси/ӟазег.
Продукция животноводства и птицеводства (мясо, молоко, жир, яйца) шла на питание. Шкуры забитого скота, щетина, перо, пух,
шерсть использовали в домашних ремеслах, пускали на изготовление мягкой утвари, одежды. Навозом и пометом удобряли поля. Кроме
всего прочего, продукты животноводства использовали для ритуальных целей. Лошадей разводили как рабочий скот. Некоторые
продукты животноводства употреблялись в народной медицине. Домашний скот часто являлся средством оплаты долговых денег,
очень редко поступал на рынок в качестве товара.
|
|
Метка и оберег чук на домашних животных. с. Куеда, Куединский район, Пермская область. 2005. |
|
|
|
Разведение птицы. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И. Куликова. |
|
В среднем в удмуртских хозяйствах содержалось от 2 до 3 коров, 2-5 голов мелкого рогатого скота, до 10-12 голов птицы.
В конце XIX в. 27,9% удмуртских хозяйств были безлошадными и однолошадными, к 1912 г. их количество возросло до 38,8%. Имеющийся
скот в основном был не породистым, мелким. Особую известность своей выносливостью получили лишь лошадь породы «вятка»
местной селекции и романовская овца.
Когда не было возможности держать одновременно лошадь и корову, удмурты предпочитали расстаться с коровой, чем с лошадью,
ибо отсутствие последней означало потерю хозяйственной самостоятельности.
Содержание скота в пастбищный сезон не требовало особых усилий. Лошади обычно паслись на лугах или на паровом поле; в период
напряженных полевых работ их пасли ночью, что входило в обязанности подростков. Весь остальной скот пасли в огороженных выгонах-поскотинах
или на полях, в лесу, на арендованных пастбищах. Большинство общин обходилось вольным выпасом, но в конце
XIX в. для мелкого скота – овец, коз, свиней – стали практиковать наем пастухов. Оплата труда пастуха и одного-двух
подпасков была денежной, кроме того, каждый домохозяин обязывался в порядке очереди и пропорционально количеству скота кормить
их.
|
|
Хлев для молодняка крупного рогатого скота. Усадьба Е.П.Кузьминой.1980 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Горд Намер. |
|
|
|
Хлев-конюшня (закамские удмурты). БАССР, Янаульский р-н, д. Барабановка, 1984 г. |
|
В зимнее помещение, хлев/гид, скот загоняли только глубокой осенью, после наступления постоянных холодов. Хлева
представляли собой срубные помещения с небольшими волоковыми окнами и деревянным полом. Днем скот часто находился в крытых
загонах или под навесом; в сильные морозы молодняк и птицу заносили в дом.
|
|
Двор для скота. Усадьба Д.А.Зямбаева. 1987 г. УАССР, Юкаменский р-н, д. Каменная. |
|
|
|
Тип двора: хлев, справа – семейное святилище – куала (в настоящее время используется как летняя кухня). 1980 г. УАССР, Алнашский
р-н, д. Кузебаево.
|
|
На зиму оставляли самый необходимый минимум скота. Большая доля уходила на питание, часть – на жертвоприношения,
оставшаяся – на воспроизводство поголовья. Большое количество скота в зимний период могли содержать только экономически
состоятельные хозяйства.
Основной корм скота зимой – сено и солома. Солома давалась как в сухом нарезанном виде, так и в виде мешанины/суралтэм
с добавлением муки, отрубей, соли, замешанных на воде. Сначала старались скормить мякину и солому проса, гороха, гречихи,
затем ржаную и овсяную. Сено давали лошадям, стельному скоту и молодняку, а овес – только лошадям в дни особо напряженных
работ, так как с их работоспособностью связывались успех весеннего сева и судьба будущего урожая.
Как только сходил снег, скот выгоняли в поле на подножный корм; где не хватало или совсем не было пастбищ, он кормился
на паровом поле. После сенокоса животных пускали на луга, после жатвы – на убранные поля. Нехватка выгонных угодий и
попеременный вольный выпас на участках севооборота вынуждали крестьян огораживать поля, чтобы не допустить потравы. Полевая
изгородь/кенер требовала постоянного надзора, поэтому за каждым домохозяином закреплялся определенный участок изгороди, за
исправность которой он отвечал. Ранней весной изгороди ремонтировались, и затем староста или уполномоченный от общества крестьянин
проверяли их состояние. Во многих селениях, чтобы удержать скот от потрав, въезд и выезд из деревни обносились забором или
плетнем и ставились ворота.
При вольном выпасе скот, оставаясь без присмотра, подвергался травмам, нападению зверей, укусам насекомых, часто терялся.
Чтобы предотвратить его потери, уберечь от болезней, травм, удмурты прибегали к различного рода обрядам, магическим приемам,
в которых имелась и рациональная основа. К примеру, при выпуске скота со двора и по возвращении давали кусочек хлеба с солью,
чтобы приучить его к возвращению домой. Примером магического приема, направленного на сохранение скота, может послужить обряд
ньӧр васьтыр: в Великий Четверг (четверг перед Пасхой) женщины стегали овец ивовыми прутьями, высказывая пожелания
здоровья скоту и большого приплода.
В общинах, где нанимали пастухов, они несли полную ответственность перед обществом и отдельными крестьянскими хозяйствами
за пропажу скота или потраву полей. Если потрава все же происходила, пастуха подвергали штрафу в пользу пострадавшего домохозяина.
Сумму убытка от потравы определяло общество.
В пореформенный период удмуртское крестьянство испытывало большой недостаток сенокосов и выгонов, что вынуждало прибегать
к аренде частновладельческих и казенных участков. В Елабужском уезде дефицит кормовых площадей привел к появлению категории
так называемого «испольного» скота. Не имея достаточных кормов, крестьяне отдавали свою скотину (особенно коров)
«исполу» в другие хозяйства на условиях, что взявший корову крестьянин кормит ее в течение условного времени,
пользуется молоком и маслом и, кроме того, в его же пользу поступает и приплод.
|
|
Стога. с. Новые Татышлы. Республика Башкортостан. Фото К.И.Куликова. |
|
|
|
Возвращение стада с пастбища. Балтасинский район. 2006. Фото К.И. Куликова. |
|
Уборка сена удмуртами начиналась в первых числах июля, в пору созревания земляники. Кроме кос-литовок, грабель, вил, во
время сенокоса использовались косы-горбуши, которыми убирали травы с кочковатых, болотистых участков.
Скошенная трава в течение 1-2 суток сушилась, затем сено сгребалось в валки и копнилось. Из копен оно сметывалось в кабаны
или стога прямо на лугах, а осенью-зимой по санному пути по мере надобности перевозилось во двор и складывалось под навесом
или на сеновале.
Отсутствие достаточного количества кормов, теплых хлевов часто приводило к болезням, падежу скота. Настоящим бичом для
животноводства были эпизоотии (эпидемии, моры), наносившие огромный ущерб крестьянским хозяйствам. Никаких эффективных мер
борьбы с падежом скота крестьянство не могло предпринять, единственным средством были попытки ограничить распространение эпизоотии
путем изоляции очага.
|
|
|