ЦЕП/кутэс являлся единственным ручным инструментом для обмолачивания зерна в традиционном удмуртском обществе.
Состоял из двух частей: длинной деревянной рукоятки/кутэс ныд и круглого или четырехгранного, вдвое короче рукоятки,
била/дыбеч/ кутэс дыбеч. Рукоять и било соединяются сыромятным ремнем кутэс сюмыс или при помощи металлической цепи/жильы.
Длину соединительного ремня или число колец в цепи брали с учетом того, чтобы при размахе било не ударяло по спине, а ложилось
бы плашмя на снопы. Снопы укладывали на землю в два ряда колосьями к середине, комлями в сторону. Молотильщики в количестве
четырех – восьми человек стояли друг против друга чуть наискосок и двигались «посолонь» и обратно. Ударяя
цепами по разложенным снопам, придерживались определенного ритма, чтобы не ударить по цепу работающего напротив. Этот ритм
удачно отражен в звукоподражании: «Топ-топ, топонли-манли, шач-шач, шачанли-манли» и в загадке: «Что звучит
такыр-такыр?». В духовной культуре цеп занимал значительное место. Во время грозы цеп вместе с хлебной лопатой бросали
во двор, чтобы утихомирить разбушевавшуюся стихию. Считалось, что гром и молнии – это проявление борьбы двух божеств,
Инмар-Куазя и Ильи-Пророка, за место на небе, их просили: «Не пугай, свою работу выполняй».
|