Поверья, связанные с половой (любовной) магией

К этому виду магии относятся различные приемы привораживания или нанесения вреда, половые табу, представления о влиянии плодородящей силы людей на плодородие земли, использование всевозможных оберегов и совершение ряда действий во время свадебного ритуала в целях предохранения молодых  от порчи или обеспечения им деторождения. Приобщение невесты к новому роду проводилось через обход очага в куале жениха. Стремясь предохранить невесту от порчи, обеспечить благополучие и достаток новой семьи, старались соблюдать различные обычаи:

  • Выль  кенэз  нуыкузы,  вуж бусыетӥ уг нуо,  тыро бусыетӥ нуоно, улэмез бызем интыяз но тыро мед луоз шуыса (Невесту к жениху везут  по дороге, ведущей через неубранные поля,  чтобы и в доме жениха она жила в достатке);
  • Выль кенэз корка пыртыкузы,  куинь пол пыӵалэн ыбо:  ведӥнь,  пе, медаз ведна (Перед тем как невесту ввести в дом жениха, три раза стреляют из ружья, чтобы колдуны порчу не наслали);
  • Басьтэм кендэ первой коркад пыртыкуд,  кыз лыс пыд улаз  поныса пырты. Озьы ке ӧд пырты, кенэд шудтэм луоз (Под ноги невесте, входящей в дом жениха,  кладут еловые ветки.  Если не положишь,  невеста  будет несчастливой);
  • Выль кен дорысьтыз пирданэ первой тылобурдо вае ке – солэн пудоез уз ни йыл.  Пирдан вайыкузы, картэз доры шонерак уг пырто, кин ке выжыосыз доры пырто (Невеста не должна в качестве приданого привозить домашнюю птицу, иначе ее скот не будет размножаться. Приданое вначале везут на двор родственников мужа, а не к самому мужу);
  • Вармесысьтыд пирдан пуныез но коӵышез ноку но эн вайы: пуныен коӵыш кадь керетыса улод (Никогда от тестя и тещи не бери в качестве приданого собаку и кошку:  с женой будете ссориться так же, как кошка с собакой);
  • Выль кендэ басьтэм берад, коркадэ куинь нунал ӵоже ӧс пала эн ӵужы. ӧс пала ке ӵужид, басьтэм кенэд улонтэм луоз (После того как в дом вошла  невестка,  нельзя три дня выметать сор к дверям. Иначе невестке в этом доме не жить).


Страх перед магической силой обнажения выразился в предписаниях молодушке не показывать свекру непокрытой головы, груди, босых ног.

С магией плодородия связано стремление обеспечить нормальный ход беременности и родов. Как на саму женщину, так и на ее мужа налагались различные табу:

  • Кык шепо ӟег йырлэсь тысьсэ сиыны шедьтӥд ке, пиналдэ, пе, кыкто ваёд, шуо  (Если  случайно  съешь зерна с двойного ржаного колоса, двойню родишь);
  • Кык пузо курегпузэз кышноослы сиыны уг яра: кыкто пиялозы (Женщине нельзя есть яйцо с двойным желтком: двойню рожать придется);
  • Секытэн муртэ нокинэ вандыны, шуккыны уг лэзё (Беременной женщине нельзя никого ударять, резать).


Морально-этические нормы общества также находили отражение в запретах для беременных и их мужей:

  • Секытэн  муртэ муртлэсь урод пиналзэ шӧтэм синмын учкыны уг лэзё: аслад сыӵе луоз, шуо (Беременной женщине нельзя смотреть предвзято на уродство чужого ребенка: свой таким же родится);
  • Кышноос секытэн дыръязы мар ке лушкасько ке,  пиналзылэн кытӥыз ке но пусо луэ (Если во время беременности женщины едят что-то краденое, у ребенка на теле обязательно  будет какая-нибудь отметина);
  • Секытэн кышномурт лушкемен ке сиське, пиналыз, пе, вор луэ (Если беременная ест тайком, ребенок ее вором будет);
  • Кышноед секытэн дыръя пудоез вӧсь карид ке, пиналэд пусо вордскоз (Если во время беременности жены сделаешь больно скотине, ребенок родится с отметиной);
  • Кышноед секытэн дыръя кечез ыбид ке, кышноед пинал вайны уз быгаты (Если  во  время  беременности жены убьешь зайца,  жена родить не сможет).


Вообще нарушение какой-либо закономерности в природе должно было, согласно поверьям, обязательно сказаться на человеке. Строго запрещалось убивать самок животных под страхом потери жены во время родов или от болезни:

  • Лосьлэсь палзэ виид ке, ачид пал кылёд (Если убьешь самку лося, вдовцом останешься);
  • Турилэсь палзэ ыбид ке, кылем палыз корка йылад сэрегпум вайыса куштоз, шуо (Если убьешь самку журавля,  журавль сбросит над твоим домом головешку);
  • Туриез ыбыны уг лэзё: мумызэ ке ыбид – кышноед кулоз, шуо, айызэ ке ыбид – ачид кулод, шуо (Нельзя убивать журавлей: убьешь самку – умрет жена, убьешь самца – умрешь сам).


Подобные табу, по-видимому, содержали заботу о воспроизводстве животного мира. Реальная же основа находила воплощение в представлениях о магической связи всей живой природы и человека.

Магия родовспоможения  включала в себя действия,  способные якобы облегчить ход родов. Одним из самых распространенных способов было развязывание всех  узлов  на одежде роженицы. Если роды были особенно трудные, муж подозревался в измене. Чистосердечное его признание якобы должно было облегчить муки роженицы. Иногда мужа, находящегося в соседнем помещении,  заставляли садиться на корточки и кряхтеть, то есть имитировать роды. Магическая сила приписывалась целомудрию девушки:

  • Кышномурт, нуны вайыкуз, секытэн ке вае, отын нылъёсмурт луэ ке, солэн йырысьтыз кышетсэ басьтыса, нуны вайисез шобырто:  соку чаль но капчигес, пе,  вае (Если роды тяжелые, а рядом случается девушка, платок с ее головы накидывают на роженицу:  так она быстрее и легче рожает).


К новорожденному  также  применяли различные магические действия, совершали обряды, чтобы обеспечить ему здоровье, благополучие в жизни, предохранить от влияния злых сил.