Поверья, связанные с половой (любовной) магией
К этому виду магии относятся различные приемы привораживания или нанесения вреда, половые табу, представления о влиянии
плодородящей силы людей на плодородие земли, использование всевозможных оберегов и совершение ряда действий во время свадебного
ритуала в целях предохранения молодых от порчи или обеспечения им деторождения. Приобщение невесты к новому роду проводилось
через обход очага в куале жениха. Стремясь предохранить невесту от порчи, обеспечить благополучие и достаток новой семьи,
старались соблюдать различные обычаи:
- Выль кенэз нуыкузы, вуж бусыетӥ уг нуо, тыро бусыетӥ нуоно, улэмез бызем интыяз
но тыро мед луоз шуыса (Невесту к жениху везут по дороге, ведущей через неубранные поля, чтобы и в доме жениха
она жила в достатке);
- Выль кенэз корка пыртыкузы, куинь пол пыӵалэн ыбо: ведӥнь, пе, медаз ведна (Перед
тем как невесту ввести в дом жениха, три раза стреляют из ружья, чтобы колдуны порчу не наслали);
- Басьтэм кендэ первой коркад пыртыкуд, кыз лыс пыд улаз поныса пырты. Озьы ке ӧд пырты, кенэд шудтэм
луоз (Под ноги невесте, входящей в дом жениха, кладут еловые ветки. Если не положишь, невеста
будет несчастливой);
- Выль кен дорысьтыз пирданэ первой тылобурдо вае ке – солэн пудоез уз ни йыл. Пирдан вайыкузы, картэз доры
шонерак уг пырто, кин ке выжыосыз доры пырто (Невеста не должна в качестве приданого привозить домашнюю птицу, иначе
ее скот не будет размножаться. Приданое вначале везут на двор родственников мужа, а не к самому мужу);
- Вармесысьтыд пирдан пуныез но коӵышез ноку но эн вайы: пуныен коӵыш кадь керетыса улод (Никогда от
тестя и тещи не бери в качестве приданого собаку и кошку: с женой будете ссориться так же, как кошка с собакой);
- Выль кендэ басьтэм берад, коркадэ куинь нунал ӵоже ӧс пала эн ӵужы. ӧс пала ке ӵужид,
басьтэм кенэд улонтэм луоз (После того как в дом вошла невестка, нельзя три дня выметать сор к дверям. Иначе
невестке в этом доме не жить).
Страх перед магической силой обнажения выразился в предписаниях молодушке не показывать свекру непокрытой головы, груди,
босых ног.
С магией плодородия связано стремление обеспечить нормальный ход беременности и родов. Как на саму женщину, так и на ее
мужа налагались различные табу:
- Кык шепо ӟег йырлэсь тысьсэ сиыны шедьтӥд ке, пиналдэ, пе, кыкто ваёд, шуо (Если случайно
съешь зерна с двойного ржаного колоса, двойню родишь);
- Кык пузо курегпузэз кышноослы сиыны уг яра: кыкто пиялозы (Женщине нельзя есть яйцо с двойным желтком: двойню
рожать придется);
- Секытэн муртэ нокинэ вандыны, шуккыны уг лэзё (Беременной женщине нельзя никого ударять, резать).
|
Морально-этические нормы общества также находили отражение в запретах для беременных и их мужей:
- Секытэн муртэ муртлэсь урод пиналзэ шӧтэм синмын учкыны уг лэзё: аслад сыӵе луоз, шуо (Беременной
женщине нельзя смотреть предвзято на уродство чужого ребенка: свой таким же родится);
- Кышноос секытэн дыръязы мар ке лушкасько ке, пиналзылэн кытӥыз ке но пусо луэ (Если во время беременности
женщины едят что-то краденое, у ребенка на теле обязательно будет какая-нибудь отметина);
- Секытэн кышномурт лушкемен ке сиське, пиналыз, пе, вор луэ (Если беременная ест тайком, ребенок ее вором будет);
- Кышноед секытэн дыръя пудоез вӧсь карид ке, пиналэд пусо вордскоз (Если во время беременности жены сделаешь
больно скотине, ребенок родится с отметиной);
- Кышноед секытэн дыръя кечез ыбид ке, кышноед пинал вайны уз быгаты (Если во время беременности
жены убьешь зайца, жена родить не сможет).
Вообще нарушение какой-либо закономерности в природе должно было, согласно поверьям, обязательно сказаться на человеке.
Строго запрещалось убивать самок животных под страхом потери жены во время родов или от болезни:
- Лосьлэсь палзэ виид ке, ачид пал кылёд (Если убьешь самку лося, вдовцом останешься);
- Турилэсь палзэ ыбид ке, кылем палыз корка йылад сэрегпум вайыса куштоз, шуо (Если убьешь самку журавля,
журавль сбросит над твоим домом головешку);
- Туриез ыбыны уг лэзё: мумызэ ке ыбид – кышноед кулоз, шуо, айызэ ке ыбид – ачид кулод, шуо (Нельзя
убивать журавлей: убьешь самку – умрет жена, убьешь самца – умрешь сам).
Подобные табу, по-видимому, содержали заботу о воспроизводстве животного мира. Реальная же основа находила воплощение
в представлениях о магической связи всей живой природы и человека.
Магия родовспоможения включала в себя действия, способные якобы облегчить ход родов. Одним из самых распространенных
способов было развязывание всех узлов на одежде роженицы. Если роды были особенно трудные, муж подозревался в
измене. Чистосердечное его признание якобы должно было облегчить муки роженицы. Иногда мужа, находящегося в соседнем помещении,
заставляли садиться на корточки и кряхтеть, то есть имитировать роды. Магическая сила приписывалась целомудрию девушки:
- Кышномурт, нуны вайыкуз, секытэн ке вае, отын нылъёсмурт луэ ке, солэн йырысьтыз кышетсэ басьтыса, нуны вайисез шобырто:
соку чаль но капчигес, пе, вае (Если роды тяжелые, а рядом случается девушка, платок с ее головы накидывают на
роженицу: так она быстрее и легче рожает).
К новорожденному также применяли различные магические действия, совершали обряды, чтобы обеспечить ему
здоровье, благополучие в жизни, предохранить от влияния злых сил.
|
|
|