Загадки/Мадиськон/Мадиськон кыл (от мадиськыны «рассказывать, загадывать, передавать тайное»)
– один из малых жанров фольклора, выстроенный по принципу диалога. Его содержание обусловлено окружающим человека миром
вещей и явлений. Выстраивает образную систему предметного мира без символических обобщений. Акцентирует внимание на отдельных
деталях, позволяющих соотнести разные, часто противоположные, явления на уровне сходства - различия, создаёт образы на основе
восприятия мира с помощью слуховых, зрительных, обонятельных или тактильных ощущений и открывает мир в неожиданных для повседневности
связях, вызывая эмоциональную реакцию. Отдельные её образы напрямую связаны с иносказаниями.
Загадывание у удмуртов в прошлом было приурочено к определенному времени - с Покрова/Пукро до Крещенья/Йӧ вылэ султон.
Считали, что после Святок/Вожо-дыр загадывать нельзя, это может повлиять на появление молодняка («пудо вера
каре»), запрет на загадывание летом связывали с поверьем о слепоте куриц («курегъёсыд синтэм кылёзы»).
Сроки загадывания свидетельствуют о двояком отношении к процессу. С одной стороны, загадка - забава, развлечение. Именно в
этом смысле она воспринимается на осенних посиделках, вечерах молодёжи. С другой стороны, загадывание и разгадывание воспринимается
как способ проявления ума, сообразительности - качеств человека, помогающих ему выйти из затруднительных ситуаций, преодолеть
жизненные препятствия. Эта функция загадки подразумевается в использовании загадывания в период Святок, опасном с точки зрения
традиционного мировоззрения отрезке времени, когда шутить и развлекаться было предосудительно. Человека, способного к разгадыванию
и умеющего создавать новые тексты, считали сообразительным, толковым. Ребёнка с помощью загадок учили видеть и воспринимать
мир в сложных переплетениях и взаимосвязях, разгадывание было своеобразными уроками понимания иносказательной речи. Отношение
к слову как средству, с помощью которого можно было воздействовать на окружающий мир в кризисные/ переходные периоды природного
цикла, способствовало восприятию загадки как особого, тайного языка.
Принципом отбора материала для создания образов в загадке служила основная функция жанра - познавательная. Круг интересующих
крестьянина предметов, вещей и явлений систематизирован в строгой последовательности: человек и части его тела, дом и предметы
обихода, двор, домашние животные огород, пасека. Следующая - самая многочисленная группа - загадки о растительном и
животном мире. Загадки о явлениях природы, куда включены представления о годе и временах года, небесных светилах, загадываются
в последнюю очередь, завершая концентрически расширяющиеся круги восприятия человеком окружающего пространства. Соблюдение
последовательности загадывания позволяло искать отгадку в конкретной области, создавать новые тексты или повторять одни и
те же с разными отгадками.
Круг интересующих крестьянина вещей и явлений предстаёт не только в тематике отгадок, но и в совокупности поэтической системы,
использующей различные приёмы создания образов: метафору, метонимию, сравнения всех видов (степенное сравнение прилагательных,
с помощью служебных слов, полное уподобление), эпитет. Звукопись загадки создаётся в основном за счёт аллитерации, разного
рода повторов, количество которых увеличивается за счёт агглютинативной структуры языка.
|