Л. С. Христолюбова
Гербер / Окончание сева. В прошлом праздник имел разные локальные названия: Гербер/ После плуга, Гершыд/
Праздник чествования сохи, Гужем юон/ Летнее пиршество, Куарсур/ Праздник зелени. Он проходил в последние
дни летнего солнцестояния, до начала сенокоса, а с принятием христианства был приурочен к Петрову дню. Гербер считался последним
летним праздником Земли, завершающим весенне-летний календарный цикл: до этого дня заканчивали все весенние земледельческие
работы с применением плуга. Отсюда и название праздника Гербер, что означает: после плуга. С этого времени
земля считалась беременной, и ранить её режущими предметами не позволялось. Началом праздника в прошлом было коллективное
благодарственное моление в честь окончания сева и обеспечения будущего урожая, сопровождаемое общей трапезой. Обрядовую кашу
варили из смеси круп, изготовленных из всех видов возделываемых здесь злаков. Крупу собирали по домам, животное (теленка,
барашка) на мясо закупали на общинные деньги. Развлекательная часть была традиционной: конные скачки, хороводы, песни, пляски,
игры. Вернувшись с луга, взрослые, объединившись родственными группами, поочередно гостили в каждом доме. Молодежь развлекалась
отдельно. Это был праздник, в котором участвовали все жители деревни от мала до велика. Каждый мог встать в хоровод
или включиться в любую игру, пассивных зрителей было мало. На Гербер приглашали в гости родственников из других деревень.
Во многих деревнях в Гербер игрались свадьбы, а также проводился обряд купания молодушек, чьи свадьбы состоялись зимой. В
некоторых деревнях в этот праздник устраивался также молодежный обряд бусы сюан/ свадьба поля – подобие моления
в поле или на лугу. Молодежь при этом имитировала свадьбу: разделившись на две группы, поочередно исполняли свадебные песни
поезжан со стороны жениха и невесты. В завершение отправлялись на ржаное поле соседней деревни и, сорвав там несколько колосьев
(ритуальная кража), разбрасывали их на своих полях. Обряд, по поверьям, должен был способствовать повышению урожайности полей.
|
В советское время праздник был общеколхозным, посвящался окончанию весенней посевной, проходил под названием Гырон
быдтон/ окончание пахоты. Для коллективной трапезы продукты выделял колхоз. В официальной части вместо молений подводили
итоги весенней посевной кампании и чествовали передовиков труда. Развлекательная часть оставалась традиционной, песенный репертуар
изменился, стали исполнять песни нового времени. С 1992 г. по предложению Общества удмуртской культуры Гербер получил
статус ежегодного республиканского праздника. Он проводится в каком-либо из районов республики, собирает тысячи человек.
В подготовке праздника участвуют Правительство республики, министерства национальной политики и культуры, принимающий район.
Районная администрация выбирает и готовит место проведения Гербера, намечает кураторов (коллективы деревень или районных организаций)
для делегаций всех районов Удмуртии и Ижевска. В последние годы на Гербер приезжают также удмуртские делегации из Татарстана,
Башкортостана, Марий Эл, Кировской и Пермской областей. Кураторы устраивают подворья – места для приема подшефных делегаций.
|