Инвожо - летние, или «небесные», Святки, период летнего солнцестояния. Противопоставлено и одновременно
равнозначно Уйвожо, Вожодыр – периоду зимнего солнцестояния. Время, связанное с представлениями о главенствовании
высших или небесных сил, конкретизировано в образе Инвожо-мумы (Матери-Инвожо), которая сходит в это время с небес
на землю и живет на цветах. Существует поверье, запрещающее рвать цветы дикой гвоздики (инвожо-сяська, гудыри-сяська),
«чтобы молнией не ударило». Почитание небесных сил в этот период проявлялось и в других поведенческих стереотипах:
в полдень запрещалось работать в поле, купаться; шуметь, кричать у воды, стирать у родников. В противном случае гнев богов
настигал людей: Инвожо-мумы насылала страшные грозы с бурей и градом, губила посевы. («… если во время цветения
ржи …выпадет град и опадет цвет, всякий раз начинают отыскивать в своих и в соседних деревнях виновника в оскорблении
«Вожо»… в это время считается огромным грехом грязнить воду, почему нельзя не только купаться или стирать
белье и мыть посуду (даже около колодцев), но и загонять в речки скот. Особенно стараются о соблюдении этого требования в
полдень, когда сверх того удерживаются и от всякого лишнего шума: не возвышают громко голоса, стараются не стучать без крайней
нужды, не поют и не играют на музыкальных инструментах» (Н. Первухин). Эти поверья объясняют удмуртские названия июня:
инвожо толэзь, лек толэзь (месяц инвожо, грозный месяц). К этому периоду приурочены календарные праздники гершыд
/гырон быдтон, гербер.
|