Родник Инма

У ключа.  1986 г. УАССР. Кезский р-н, д. Сыга-2.
У ключа. 1986 г. УАССР. Кезский р-н, д. Сыга-2.

Т. Г. Владыкина

Инма  ошмес / Родник Инма - ежегодное моление в период летних святок у святого родника [по имени] Инма. Обряд по сей день бытует у слободских удмуртов (Кировская область). Представители различных родов идут к священному месту, «обозначенному» березой и родником. Паломничество совершается несколько дней, по дороге остаются следы ритуальных кострищ. Суть обряда заключается в выражении Инмала /Иммала ветлон. Буквально оно может быть воспринято как «хождение /путешествие к роднику Инма», но более древняя магическая  сущность ритуала заключается, по-видимому, в восприятии этого родника как центра Вселенной, который вместе с березой объединяет  небо и землю, и потому выражение имеет еще одну - мифологическую - подоплеку: люди считают это путешествие «хождением на Небесную Землю» (Инмала/Иммала < ин - небо, ма /му - земля, - ла - суффиксальный показатель местного падежа). Недаром в традиционном  мировоззрении удмуртов береза считается деревом Кылдысина/Кылчина (Бога Творца), в предании о его перевоплощениях он в образе белки появляется именно на ее вершине. В шаманской практике сибирских народов, например,  это дерево считается лестницей на небо.  Недвусмысленна и роль вытекающего из-под корней березы родника/воды - источника всего живого.

Родник в д. Пойкино Мамадышского р-на Татарстана. 1993 г.
Родник в д. Пойкино Мамадышского р-на Татарстана. 1993 г.
Ключ около священной рощи «Луд». 1987 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.
Ключ около священной рощи «Луд». 1987 г. УАССР, Алнашский р-н, д. Кузебаево.