Проводы льда


Л. С. Христолюбова

Йӧ келян/проводы льда, один из весенних праздников, посвященный началу ледохода. Жители деревень, расположенных у многоводных рек, наблюдали за их состоянием, чтобы не упустить момент начала ледохода. Услышав треск, отправлялись к реке: говорили, что если не провожать ледоход, весна будет  затяжной, лето сухим, рыбы будет ловиться мало, «водяной может пугать». Расположившись на мосту, произносили заклинания-куриськоны, обращенные к  «невысыхающим матерям рек». Просили, чтобы река питала влагой луга и поля, поила людей и скот, не принесла урона половодьем. При этом реку «кормили»: бросали кусочки пищи и лили пива и кумышку. Затем веселились, молодежь с пением песен шла вниз по течению. Трижды поклонившись реке, возвращались домой. Позже праздник ледохода трансформировался в моление, не связанное непосредственно с очищением рек ото льда. Обряд у реки и моление в разных локальных традициях проходили перед началом пахоты независимо от сроков ледохода: в день выхода на пашню, на третий день праздника акашка или в Егорьев день. И название йӧ келян сохранилось не везде, его стали именовать шурлы нянь ныр сётон/дарение реке хлеба, Танып / Буэ дурын куриськон/ моление у р. Танып/ Буй. Повсюду обряд имел одну цель – умилостивить реку.

Обряд отмечен у северных удмуртов и частично сохраняется в селениях  по реке Чепце и её притокам (Глазовский и Ярский районы Удмуртии), среди удмуртов Башкортостана (Бураевский и Калтасинский р-ны) и Пермской области вдоль рек Быстрый Танып и Буй.