Календарные обряды удмуртов, как и других земледельческих народов, носили выраженный аграрный характер. В обрядах отразились
повседневные заботы крестьянина о хлебе насущном, древние взгляды на природу и попытки воздействовать на неё, чтобы обеспечить
плодородие земли и скота, здоровье членов семьи и семейное благополучие. Соблюдение аграрных культов касалось всех жителей
деревни, включая детей и подростков. Приобщая подрастающие поколения к сложившемуся укладу жизни, эстетическим взглядам народа,
морально-этическим нормам поведения, культурно-идеологическим ценностям, обрядовые праздники выполняли воспитательную функцию.
Возникновение и бытование календарных обрядов связано с периодичностью и повторяемостью основных видов занятий. Приуроченные
к важнейшим этапам сельскохозяйственных работ, календарно-обрядовые праздники представляли собой сложные комплексы, включавшие
жертвоприношения, магические действа, молитвенные заклинания, гадания, приметы, благопожелания и табу и разнообразные развлечения.
Они раскрывали богатство устно-поэтического, музыкального, хореографического, театрального, прикладного творчества народа.
В аграрной обрядности прослеживаются элементы культа растительности, плодородия, почитания земли, воды, огня, солнца, различных
божеств, предков, способных повлиять на урожай. Возникшие в древности, аграрные обряды испытали заметное влияние христианства,
и на рубеже XIX-XX вв. они преимущественно приурочены к православным праздникам.
Календарные обряды связаны с изменениями в природе и циклом земледельческих работ. Весенне-летний цикл, связанный с подготовкой
и проведением сева, и все обряды нацелены на получение хорошего урожая. Традиционно отмечалось весеннее пробуждение природы
и начало земледельческого года: вербное воскресенье (пучы уллян), страстной четверг (кулэм потон уй), ледоход
(йö келян).
Самым важным в календаре земледельца считался обряд гырыны потон/акашка, посвященный началу весенних полевых работ.
С внедрением православия этот праздник приурочили к Пасхе (Быдӟым нунал/Великтэм), первый день которой отмечали
как православный, а второй содержал народные обряды - водили хороводы, качались на качелях, катали яйца. Все это, по
народным представлениям, способствовало будущему урожаю. Позже магический смысл многих обрядов забылся, они стали рассматриваться
как развлечения. Южные удмурты Пасху называют Акашка. После окончания посевных работ совершали обряды (ю вöсь/ошписиён),
чтобы сохранить посевы от засухи, града и вредителей полевых культур. В конце мая устраивали освящения листвы (куар вöсян/куарсур).
По традиции до этого срока запрещалось рвать зелень. В этот день ветками лиственных деревьев украшали жилище и семейное святилище
куа. Другой народный праздник Куарсур был приурочен к Троице. В ночь на Троицу молодёжь качалась на качелях, поставленных
в Пасху, под утро их разбирали и сжигали на костре. Весенне-летний цикл завершался в дни летнего солнцестояния, когда устраивали
обряд Гербер/Гужем юон, позже известный и как Петровка. В засушливое лето проводили обряд вызывания дождя (зор
курон), который в отдельных деревнях соблюдается и в наши дни.
Основу осенне-зимнего цикла составляли обряды в честь собранного урожая и завершения года. Осенний цикл включал праздник
в честь нового урожая (выль ӝук), совпадающий в поздней традиции с Ильиным днём. Осенний праздник сӥзьыл
юон проходил после окончания всех уборочных работ и закрывал годовой цикл аграрных обрядов. Зимний период начинался в
дни зимнего солнцестояния (вожодыр) и сопровождался ряжением, гаданиями, загадыванием загадок. Под влиянием христианства
вожодыр позже утвердился как рождественско-новогодний праздник. В феврале отмечали окончание молотьбы (кутэс
туй) и прядения льна (шорт миськон). В XX веке вместо традиционных праздников широко стали праздновать масленицу,
которая завершает зимний и открывает весенний цикл. Затем все обряды годового цикла повторялись вновь.
|