Кулэм потон уй


Л. С. Христолюбова

Кулэм потон уй/ букв.– ночь выхода покойников. Отмечался незадолго перед началом весенних полевых работ, с принятием православия был приурочен к страстному/ Великому четвергу. Известны и другие удмуртские названия: кулышуй, поркушуй (с тем же значением), ӵук мунчо уй (ночь перед утренней баней). По народным представлениям, эта ночь (вернее, вечер от заката солнца и ночь до первых петухов) считалась очень опасной. По народным представлениям, все умершие выходят из могил и пугают людей, а колдуны, превратившись в животных    (кошку, собаку, козу) или в человеческом облике, свободно разгуливают и урочат людей и животных, «пьют» их кровь. В среду совершали очистительные и оберегающие действия. После обеда мылись в бане. В сосуд с водой для ополаскивания бросали серебряную монету и, окатываясь ею после мытья, просили у Бога здоровья и чистоту серебра. Для того чтобы обезопасить себя и скот от нечистой силы, перед закатом солнца очерчивали двор металлическим предметом, к дверям и окнам избы и помещений для скота прикрепляли снаружи можжевеловые или рябиновые ветви. Ветки или металлические предметы раскладывали  в амбаре на кадки с мукой, в ларь с зерном, в избе на подоконники, на загнетке перед печью, над дверью. Ветки заготавливали с утра, стараясь наломать их в лесу подальше от деревни: считалось, что чем дальше, тем лучше. Рябиновые ветки нарезали на палочки (2–3 см) и, вырезав на них орнамент, привязывали в качестве оберега на руки детям и на шею скотине. Утром их снимали и сжигали. На ночь на стол стелили чистую скатерть и клали целый каравай хлеба, солонку и бутылку кумышки. Парни ходили на перекресток за околицей слушать звуки, по которым гадали, каким будет год. С собой брали металлический предмет, которым очерчивали круг, чтобы оградить себя от злых духов. Во дворе стреляли из ружья, чтобы прогнать злые силы.

В четверг совершались магические действия очистительного и продуцирующего характера: действия этого дня, согласно верованиям, способны магически повлиять на весь год (магия первого дня). Вставали как можно раньше, чтобы успеть переделать много дел, ибо считалось, как проведешь этот день, таким будет и год. Мужчины совершали шумный обряд изгнания нечисти из всех помещений. Шли до конца деревни за полевые ворота и, проведя черту, втыкали  в неё ветки и прутья, которыми изгоняли. В это утро трением дубовой палки о доску добывали новый   огонь, который разносили по всей деревне в каждый дом. От нового огня во дворах разжигали костры и прыгали через него, чтобы очиститься от всего темного, нечистого, топили бани и печи в избе. На печной заслонке жгли ветки можжевельника и окуривали для очищения избу и животноводческие помещения. Женщины первым делом приносили родниковой воды, которой поили всех домочадцев и готовили пищу. Глава семьи с утра пересчитывал скот, деньги, чтобы их было больше. После мытья в бане взрослые, помолившись, выпивали по чарке кумышки и съедали по кусочку от каравая, которые оставляли на ночь на столе. Остатки хлеба и соль впоследствии давали скотине в случае болезни, ибо считалось, что в эту ночь они приобрели целебные свойства.

Новый год земледельца начинался  с пробуждения природы весной, и крестьяне, зависевшие от погоды, магическими действиями старались воздействовать на природные силы, чтобы они были благосклонны к ним.  Утренние обряды после кулэм потон уй были призваны обеспечить успех крестьянского труда и благополучие  семьи. У удмуртов, как и у многих других народов, была широко распространена вера в очистительную и оберегающую силу воды, огня, металла и некоторых растений. Перед началом весеннего сева, от которого зависел успех сельскохозяйственного года, земледельцы старались физически и духовно очиститься , чтобы главный свой труд начинать с чистыми помыслами.