Пӧртмаськон / ритуальное ряженье. Приурочено к определенным календарным и семейным обрядам, отмечает переходные
вехи природного и социального циклов. Разнообразием масок и ролей отличаются осеннее, святочное и масленичное ряженье. Для
осеннего ряженья характерен акцент на символике плодородия (специально изготовленные соломенные или украшенные войлочные шляпы,
соломенные лампадки), идее продуцирующей функции земли и человека (эротические образы исполняемых песен, жесты, поведение;
церемония проводов осени и встречи зимы в виде свадебной процессии). В святочном ряженьи более явно проступают представления
о неразрывном единстве жизни и смерти, связях живых с умершими предками (берестяная, кожаная, полотняная маски смерти; маска
смеющейся смерти; тотемно-промысловые маски и чучела зверей и птиц; старухи-травести). В масленичном ряженьи внимание акцентируется
на угощении и «проводах-похоронах» соломенного чучела. Пӧртмаськон как составной элемент входит в
весенне-летние обряды гершыд / гырон быдтон (гершыд сюан – имитация свадебной церемонии на ржаном
поле с переодеванием молодых девушек) и гербер (бусы сюан, возь сюан – заклинание урожая в виде своеобразных
смотрин достигших совершеннолетия девушек). Обязательно ряженье-пӧртмаськон на свадьбе (отъезд родни жениха,
купание молодушки) и в поминальном ритуале «жертвования головы и ног» (йыр-пыд сётон) – обряде отдаривания
перед умершими предками (жертву предкам увозит «семейная пара» – мужчина и женщина-травести.
|