Ритуальное ряженье


Т. Г. Владыкина

Пӧртмаськон / ритуальное ряженье. Приурочено к определенным календарным и семейным обрядам, отмечает переходные вехи природного и социального циклов. Разнообразием масок и ролей отличаются осеннее, святочное и масленичное ряженье. Для осеннего ряженья характерен акцент на символике плодородия (специально изготовленные соломенные или украшенные войлочные шляпы, соломенные лампадки), идее продуцирующей функции земли и человека (эротические образы исполняемых песен, жесты, поведение; церемония проводов осени и встречи зимы в виде свадебной процессии). В святочном ряженьи более явно проступают представления о неразрывном единстве жизни и смерти, связях живых с умершими предками (берестяная, кожаная, полотняная маски смерти; маска смеющейся смерти; тотемно-промысловые маски и чучела зверей и птиц; старухи-травести). В масленичном ряженьи внимание акцентируется на угощении и «проводах-похоронах» соломенного чучела. Пӧртмаськон как составной элемент входит в весенне-летние обряды гершыд / гырон быдтон (гершыд сюан – имитация свадебной церемонии на ржаном поле с переодеванием молодых девушек) и гербер (бусы сюан, возь сюан – заклинание урожая в виде своеобразных смотрин достигших совершеннолетия девушек). Обязательно ряженье-пӧртмаськон на свадьбе (отъезд родни жениха, купание молодушки) и в поминальном ритуале «жертвования головы и ног» (йыр-пыд сётон) – обряде отдаривания перед умершими предками (жертву предкам увозит «семейная пара» – мужчина и женщина-травести.