Л. С. Христолюбова
АКАШКА/геры поттон/гырыны потон – вынос плуга, выезд на пашню – традиционный удмуртский праздник в
честь плуга был посвящен началу весеннего сева. Он известен и под названиями кизьыны потон, Быдӟын нунал/Быдӟыннал,
курегпуз уллян/курегпуз питыръян – начало посевной/ великий день/ катание яиц. Постоянной даты не имел, сроки празднования
устанавливал совет старейшин деревни в зависимости от погодных условий.
В назначенный день каждая семья на своей полосе в поле начинала сев. Помолившись дома (при этом на столе обязательно
должен быть целый каравай хлеба), глава семьи в сопровождении сыновей отправлялся в поле и вспахивал небольшой участок. Затем
приходили все остальные члены семьи. Хозяин совершал жертвоприношение: в углубление на вспаханной полосе клал яйцо, блин,
немного мяса, выливал пиво и кумышку. Затем вспаханный участок засевали, разбрасывая вместе с семенами крашенные яйца, которые
считались символом плодородия и способствовали росту посевов. Дети собирали яйца и брызгали всех водой, что, как полагали,
могло обеспечить урожай и хорошую погоду на лето. Затем, помолившись и попросив успешного завершения посевной, устраивали
семейную трапезу.
После окончания обрядов и трапезы в семейном кругу, все собирались в одном месте, и начинался деревенский праздник со скачками
на конях, играми и хороводами. Затем взрослые с песнями обходили дома односельчан, а вечером собирались на общинное моление
с традиционной обрядовой кашей – геры шыд/ обед в честь сохи. Праздник мог длиться от трех до пяти дней. Среди
южных удмуртов в этот день пели специальную мелодию акашка гур.
С принятием православия этот традиционный обряд был постепенно приурочен к Пасхе. Обычно в Пасху ходили в церковь,
а на другой день праздновали традиционный обряд Акашка/Быдӟыннал. И в наши дни взрослые, разделившись на родственные
коллективы/бöляк, устраивают праздничные визиты из дома в дом, поют специальный напев акашка гур.
|