Народный календарь


Г. А. Глухова

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ – упорядоченная система отсчета времени, сложившаяся в процессе историко-культурного развития. В удмуртском народном календаре в настоящее время переплетено несколько видов календарей: лунного, солнечного, земледельческого, григорианского. Счет времени у удмуртов велся по сезонам года: зима/тол, весна/тулыс, лето/гужем, осень/сизьыл. Они составляли отрезок временного цикла – год/ар. Год делился на два полугодия/палар: зимнее и летнее. Определяющими вехами этих полугодий были дни зимнего уйвожо/вожодыр и летнего инвожо солнцестояний, т.е. переходного времени. Учитывались дни весеннего и осеннего равноденствий, особенно в земледельческом календаре.  Границы периодов года в удмуртском народном календаре нечеткие: зимний цикл начинался после замерзания рек, покрытия земли снегом, после загона скота в хлева и длился до летнего полугодия, т.е. до того, когда природа пробуждалась. О переходных периодах года удмурты говорят: толэ пыриськом (переходим/ входим в зиму), гужеме потӥськом (переходим/ выходим на лето/ в лето). Об этом свидетельствует обряд «Сӥзьылэз келян но толэз пумитан/пыртон» «Проводы осени и встреча зимы/ вхождение в зиму», который являлся составной частью осеннего пиршества/сӥзьыл юон.

Деление года на две части связано древней традицией удмуртов: новолетием считались и весна, и осень. Начало нового года, связанное с весенним периодом, четко сохраняется до сих пор в праздновании Акашка/Акаяшка/Гырыны потон/Геры поттон – «выезда на пашню»/«праздника плуга», слившегося впоследствии с христианской Пасхой/Быдзыннал/Великтэм/Паска. Новолетие осенью в современной традиции удмуртов сохранилась лишь фрагментарно. Зимнее и летнее полугодия в прошлом, по-видимому, считались самостоятельными единицами времени, главными сезонами, весна и лето – переходными. У удмуртов имеются такие понятия, как середина зимы (толшор), середина лета (гужемшор). Каждое из полугодий считалось завершенным, целостным. Подтверждением тому являются и приметы о погоде, когда зимний период определяется по летней погоде и наоборот.

Год включает в себя двенадцать месяцев/ толэзь. У удмуртов толэзь обозначает и «календарный месяц» и «луну». Названия месяцев показывают, что в их основу легли как особенности природного цикла, их кругооборот, так и различные виды хозяйственных занятий (охотничий промысел, земледелие), потому один и тот же месяц может иметь несколько вариантов названия.

Берется каша для освящения. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья.
Берется каша для освящения. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья.
Начало сева.
Начало сева.

Началом новолетия считалось время пробуждения природы – весна. Первый месяц весны март/куакатолэзь/южтолэзь/оштолэзь – месяц прилета грачей/ месяц наста/месяц воды), апрель/ оштолэзь/кызьпутолэзь – месяц воды/месяц березового сока; май/ куартолэзь/гуждор/тулыс – месяц листвы/месяц первой травы/весна; июнь/ инвожо /лектолэзь/ вожотолэзь – месяц Инвожо, Небесной богини переходного времени/ сердитый месяц; июль/ кӧстолэзь /турнантолэзь /пӧсьтолэзь /сӥзьылпал – сухой месяц/месяц сенокоса/жаркий месяц/месяц кануна осени; август/ гудырикошкон /сӥзьыл/ ӟег кизён /выль ӝук толэзь – месяц ухода грома/осень/месяц посева ржи/месяц новой каши; сентябрь/ куарусён/ю пыртон – месяц опадания листвы/месяц сбора урожая; октябрь/ выль жук/ коньывуон/ пукротолэзь – новая каша/месяц начала охоты на белок/месяц Покрова; ноябрь / коньывуон/ шуркынмон/ йӧкынтон – месяц начала охоты на белок/ месяц застывания рек/ месяц ледостава; декабрь/ толсур /толмон/ толӟон – месяц зимнего праздника/приход зимы; январь/ толшор – середина зимы; февраль/ кионсюан /тулыспал /куакатолэзь – месяц волчьих свадеб/месяц кануна весны/месяц прилета грачей. Вышеприведенная классификация указывает на то, что в удмуртских локальных традициях названия некоторых месяцев привязаны к природно-климатическим условиям. В настоящее время удмурты пользуются официальным современным удмуртским календарем, в котором названия месяцев не варьируются.

Состязание в лазании на шест на празднике гербер. 2002 год. Фото К.И. Куликова.
Состязание в лазании на шест на празднике гербер. 2002 год. Фото К.И. Куликова.
Качели на республиканском празднике гербер. Фото К.И. Куликова.
Качели на республиканском празднике гербер. Фото К.И. Куликова.

Месяц делится на четыре недели/арня. В удмуртском языке арня употребляется и  для обозначения других отрезков времени недели: пятницы/удмурт арня, воскресенья/ арня нунал как конца, завершения определенного круга отсчета времени. Как и месяцы, дни недели в разных локальных традициях назывались по-разному. Имеются собственно удмуртские названия: понедельник/вордӥськон/ арнянунал бер/ ӟуч арня бер/ вуж базарнал/поньдельник – рождение/следующий за воскресеньем день/после русского воскресенья день/ старый базарный день); вторник/пуксён/коснал – восхождение, сидение/сухой день. Название этого дня, по-видимому, означает вхождение недели в свое русло. Среда/вир/нунал – кровавый день. Возможно, название этого дня было заимствовано удмуртами у древних    булгар, в традиции которых этимология данного слова связывалась с кровавым жертвоприношением в этот день, но у удмуртов прямых аналогий нет, хотя среда считается самым «тяжелым/ плохим» днем недели. Четверг/покчи арня/ удмурт арня /арня ӝыт–малое воскресенье/удмуртское воскресенье/предпятничный день); пятница / бигер арня /арня нунал/ удмурт арня/ пекинча – татарское воскресенье/ воскресный день /удмуртское воскресенье. По-видимому, в некоторых локальных традициях удмуртов этим днем завершалась неделя, считали его днем отдыха от физического труда. Суббота называется кӧснунал  – сухой, непраздный день. Последний день недели воскресенье/ арня /ӟуч арня/ базарнал/ арнянал – воскресенье/ русское воскресенье/ базарный день). Удмуртские названия дней недели сохранились у южных, закамских, завятских удмуртов. В традиции северных удмуртов они заимствованы из русского и приспособлены к фонетике удмуртского языка (понедельник, окторник/офторник, середа, четверик, петнича/пекинча, субота, воскресення/ кресення). 

Сутки/ уй-нунал – «ночь-день»начинаются с захода солнца. Ночное и дневное время делилось на более короткие отрезки: уйшорозь (до середины ночи), уйшор (полночь), уйшор бере (после полуночи), сактон/ӟардон (восход солнца), ӵукнапал (под утро), ӵукна (утро), лымшор азьын/нуназе азьын (предобеденное время), лымшор/нуназе шор (полдень), лымшор бере/нуназе бере (послеобеденное время), ӝытпал (время, близкое к вечеру), акшан (сумерки), ӝыт (вечер), бер ӝыт (вечер, близкий к полуночи). В структуре суток опасным отрезком времени считались полночь, полдень, сумерки.

Обозначение более коротких единиц времени появились позже под русским и тюркским влиянием (час, сагат, минута, секунда).