Народный календарь
|
|
|
Г. А. Глухова
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ – упорядоченная система отсчета времени, сложившаяся в процессе историко-культурного развития.
В удмуртском народном календаре в настоящее время переплетено несколько видов календарей: лунного, солнечного, земледельческого,
григорианского. Счет времени у удмуртов велся по сезонам года: зима/тол, весна/тулыс, лето/гужем,
осень/сизьыл. Они составляли отрезок временного цикла – год/ар. Год делился на два полугодия/палар:
зимнее и летнее. Определяющими вехами этих полугодий были дни зимнего уйвожо/вожодыр и летнего инвожо солнцестояний,
т.е. переходного времени. Учитывались дни весеннего и осеннего равноденствий, особенно в земледельческом календаре.
Границы периодов года в удмуртском народном календаре нечеткие: зимний цикл начинался после замерзания рек, покрытия земли
снегом, после загона скота в хлева и длился до летнего полугодия, т.е. до того, когда природа пробуждалась. О переходных периодах
года удмурты говорят: толэ пыриськом (переходим/ входим в зиму), гужеме потӥськом (переходим/ выходим
на лето/ в лето). Об этом свидетельствует обряд «Сӥзьылэз келян но толэз пумитан/пыртон» «Проводы
осени и встреча зимы/ вхождение в зиму», который являлся составной частью осеннего пиршества/сӥзьыл юон.
Деление года на две части связано древней традицией удмуртов: новолетием считались и весна, и осень. Начало нового года,
связанное с весенним периодом, четко сохраняется до сих пор в праздновании Акашка/Акаяшка/Гырыны потон/Геры поттон
– «выезда на пашню»/«праздника плуга», слившегося впоследствии с христианской Пасхой/Быдзыннал/Великтэм/Паска.
Новолетие осенью в современной традиции удмуртов сохранилась лишь фрагментарно. Зимнее и летнее полугодия в прошлом, по-видимому,
считались самостоятельными единицами времени, главными сезонами, весна и лето – переходными. У удмуртов имеются такие
понятия, как середина зимы (толшор), середина лета (гужемшор). Каждое из полугодий считалось завершенным,
целостным. Подтверждением тому являются и приметы о погоде, когда зимний период определяется по летней погоде и наоборот.
Год включает в себя двенадцать месяцев/ толэзь. У удмуртов толэзь обозначает и «календарный месяц» и
«луну». Названия месяцев показывают, что в их основу легли как особенности природного цикла, их кругооборот, так
и различные виды хозяйственных занятий (охотничий промысел, земледелие), потому один и тот же месяц может иметь несколько
вариантов названия.
|
|
Берется каша для освящения. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья. |
|
|
|
Начало сева. |
|
Началом новолетия считалось время пробуждения природы – весна. Первый месяц весны март/куакатолэзь/южтолэзь/оштолэзь
– месяц прилета грачей/ месяц наста/месяц воды), апрель/ оштолэзь/кызьпутолэзь – месяц воды/месяц
березового сока; май/ куартолэзь/гуждор/тулыс – месяц листвы/месяц первой травы/весна; июнь/ инвожо /лектолэзь/
вожотолэзь – месяц Инвожо, Небесной богини переходного времени/ сердитый месяц; июль/ кӧстолэзь /турнантолэзь
/пӧсьтолэзь /сӥзьылпал – сухой месяц/месяц сенокоса/жаркий месяц/месяц кануна осени; август/ гудырикошкон /сӥзьыл/
ӟег кизён /выль ӝук толэзь – месяц ухода грома/осень/месяц посева ржи/месяц новой каши; сентябрь/ куарусён/ю
пыртон – месяц опадания листвы/месяц сбора урожая; октябрь/ выль жук/ коньывуон/ пукротолэзь – новая
каша/месяц начала охоты на белок/месяц Покрова; ноябрь / коньывуон/ шуркынмон/ йӧкынтон – месяц начала охоты
на белок/ месяц застывания рек/ месяц ледостава; декабрь/ толсур /толмон/ толӟон – месяц зимнего праздника/приход
зимы; январь/ толшор – середина зимы; февраль/ кионсюан /тулыспал /куакатолэзь – месяц волчьих
свадеб/месяц кануна весны/месяц прилета грачей. Вышеприведенная классификация указывает на то, что в удмуртских локальных
традициях названия некоторых месяцев привязаны к природно-климатическим условиям. В настоящее время удмурты пользуются официальным
современным удмуртским календарем, в котором названия месяцев не варьируются.
|
|
Состязание в лазании на шест на празднике гербер. 2002 год. Фото К.И. Куликова. |
|
|
|
Качели на республиканском празднике гербер. Фото К.И. Куликова. |
|
Месяц делится на четыре недели/арня. В удмуртском языке арня употребляется и для обозначения других отрезков
времени недели: пятницы/удмурт арня, воскресенья/ арня нунал как конца, завершения определенного круга отсчета
времени. Как и месяцы, дни недели в разных локальных традициях назывались по-разному. Имеются собственно удмуртские названия:
понедельник/вордӥськон/ арнянунал бер/ ӟуч арня бер/ вуж базарнал/поньдельник – рождение/следующий
за воскресеньем день/после русского воскресенья день/ старый базарный день); вторник/пуксён/коснал – восхождение,
сидение/сухой день. Название этого дня, по-видимому, означает вхождение недели в свое русло. Среда/вир/нунал –
кровавый день. Возможно, название этого дня было заимствовано удмуртами у древних булгар, в традиции которых
этимология данного слова связывалась с кровавым жертвоприношением в этот день, но у удмуртов прямых аналогий нет, хотя среда
считается самым «тяжелым/ плохим» днем недели. Четверг/покчи арня/ удмурт арня /арня ӝыт–малое
воскресенье/удмуртское воскресенье/предпятничный день); пятница / бигер арня /арня нунал/ удмурт арня/ пекинча –
татарское воскресенье/ воскресный день /удмуртское воскресенье. По-видимому, в некоторых локальных традициях удмуртов этим
днем завершалась неделя, считали его днем отдыха от физического труда. Суббота называется кӧснунал –
сухой, непраздный день. Последний день недели воскресенье/ арня /ӟуч арня/ базарнал/ арнянал – воскресенье/
русское воскресенье/ базарный день). Удмуртские названия дней недели сохранились у южных, закамских, завятских удмуртов. В
традиции северных удмуртов они заимствованы из русского и приспособлены к фонетике удмуртского языка (понедельник, окторник/офторник,
середа, четверик, петнича/пекинча, субота, воскресення/ кресення).
Сутки/ уй-нунал – «ночь-день»начинаются с захода солнца. Ночное и дневное время делилось на более
короткие отрезки: уйшорозь (до середины ночи), уйшор (полночь), уйшор бере (после полуночи), сактон/ӟардон
(восход солнца), ӵукнапал (под утро), ӵукна (утро), лымшор азьын/нуназе азьын (предобеденное
время), лымшор/нуназе шор (полдень), лымшор бере/нуназе бере (послеобеденное время), ӝытпал
(время, близкое к вечеру), акшан (сумерки), ӝыт (вечер), бер ӝыт (вечер, близкий к
полуночи). В структуре суток опасным отрезком времени считались полночь, полдень, сумерки.
Обозначение более коротких единиц времени появились позже под русским и тюркским влиянием (час, сагат, минута, секунда).
|
|
|