Крень юон / праздник хрена северные удмурты отмечали в первый после масленицы день, то есть в понедельник первой
недели поста. С утра молодежь запрягала лошадь в сани и каталась по улицам. Лошадь украшали весьма своеобразно: к концам оглоблей
подвешивали использованные в бане веники, к дуге вместо колокольчика – колокол-ботало с грубым звоном (конгра гырлы).
По улицам ездили молча: без песен, без смеха и музыки. Проехавшись по деревне несколько раз, выезжали за деревню
и, побросав веники, возвращались домой.
После обеда праздничный день продолжали женщины. Они выбирали пожилого мужчину, который должен был ходить по домам и созывать
всех женщин на праздник. Непременным атрибутом его была длинная палка (посох), специально заготовленная в лесу для этого
случая. Его жена привязывала к палке лоскут материи/дэрем сеп, кисет/тамак пуйы или платок/кышет.
Таким же образом его «одаривали» в каждом доме. «Бабий старшина» (по Первухину) надевал на себя особую
цилиндрическую шапку с нашитыми разноцветными лоскутками. В отдельных деревнях выбирали еще двух молодых мужчин и вручали
им пучки розог, дабы они «охраняли» женщин.
Женщины брали с собой выпивку и несколько корешков хрена и шли по деревне, посещая каждый двор. Всех попавшихся навстречу
мужчин они угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом: «Это все,
что осталось от Масленицы». Мужчины пытались избежать встречи с процессией женщин на улице, так как женщины вступали
с ними в борьбу, вываливали в снегу. Обычно мужчины спасались бегством. Очевидно, это была своеобразная демонстрации сексуального
контакта, принявшая форму игры. Позднее осмысление игры наложило на нее печать разгула, бесчинства, «позора»,
что и выражалось в действиях мужчин, пытающихся скрыться от глаз женщин.
Крень юон завершал праздники осенне-зимнего цикла в годовом календаре. Весной природа воскресала, земле нужно
было передать плодотворящую силу. Поскольку женщина, согласно древнему мировоззрению, воспринималась как носительница идеи
бессменного круговорота жизни, дарительница жизни, именно она выступала на первое место в обрядах продуцирующей магии в период
возрождения нового солнца.
Особого внимания в этом обряде заслуживает роль пожилого мужчины. Используемые стариком атрибуты (палка-посох с лоскутками-«дарами»,
колпак из бересты) несут в себе представления о связи с умершими предками. У разных народов широко распространено почитание
умерших, которые способствуют плодородию земли, благополучию, счастью. Палка-посох, цилиндрическая или конусообразная шапка
выступают как бы медиаторами между реальным и ирреальным мирами, а лоскутки – дарами, в своей исходной форме представляющие
способ «одевания-задабривания» духов-опекунов. Сродни жертвоприношение лоскутков или вырезанных, но не сшитых, «рубашек/платьиц»
в обрядах чук куран и йыр-пыд сётон.
Своеобразно значение в обряде корешка хрена. Очевидно, что хрен воспринимался самими участниками обряда как часть чучела
масленицы и символизировал мужской детородный орган. Попытки женщин насильно накормить мужчин этим корешком символизировало,
очевидно, стремление усилить их потенцию.
Близок по значению крень юон обряд удмуртов Башкотростана ошорок, приуроченный к весенним поминкам. На
второй после поминок день старушки рядились в изношенную одежду, надевали вывернутые наизнанку шубы. В руки брали палку, к
поясу привязывали морковь, репу, «демонстрируя» таким образом мужские гениталии. С возгласами «И-го-го!»
и подпрыгивая, гонялись за молодыми парнями, валяли их, подтыкая палками или морковью. То же самое проделывали
с молодухами. «Отлавливали» мужчин поодиночке и, если им это удавалось, раздевали донага и насмехались над ним,
имитируя насилие. В это время «ржали, как лошади». Это был один из праздников, во время которого пелись скабрезные
песни. Проведение обряда, согласно верованиям, способствовало изгнанию болезней, всего плохого, способствовало приплоду
скота, росту растений, хотя в последнее время оно однозначно воспринималось как постыдное развлечение (визьтэм шулдыръяськон).
|