Пища

Пельмени. Фото К.И. Куликова.
Пельмени. Фото К.И. Куликова.

Л. С. Христолюбова

ПИЩА/сиён/шыд-нянь - еда, трапеза. Традиции питания, состав продуктов и блюд определяются основными хозяйственными занятиями народа. Основу народной кухни удмуртов составляет растительная пища, приготовленная из злаковых, бобовых, овощных культур и дикорастущих трав, дополненная продуктами животноводства (мясо, молоко).

Различается пища повседневная, праздничная, обрядовая. В повседневном питании преобладали супы и разные виды похлебок, каши. Популярна была мучная    завариха/сезьпызь с постным маслом, которую обычно запивали молоком.

Традиционная выпечка - пирожки и блины с начинкой. Фото К.И. Куликова.
Традиционная выпечка - пирожки и блины с начинкой. Фото К.И. Куликова.
Блюда традиционной кухни. Фото К.И. Куликова.
Блюда традиционной кухни. Фото К.И. Куликова.

Праздничную пищу, более трудоемкую и калорийную, готовили в воскресенье, в определенные праздники и на обряды. Это разная выпечка: блины/мильым,  лепешки/табань, ватрушки из пресного теста/перепеч/пересьмон, шаньги, пироги/ куасам нянь, коврижки/бискыли/ юача, запеканки. Мясо варили кусками и подавали на стол в отдельной тарелке или в бульоне. Кашу ӝук  варили на мясном бульоне или молоке. Готовили из яиц омлет, запеканки/курегпуз табань, подавали на стол разрезанные пополам вареные яйца в топленом масле/вöйын курегпуз/кукей пилем. На праздничный стол, как символ достатка, ставили тарелку топленого масла/вöй, иногда с кусочками сливочного сверху. Зимой стряпали пельмени/пельнянь.

Пища имела и существенные сезонные различия. В летнее время, особенно в период полевых работ, основу дневного рациона составляли похлебки, толокно/ ӝожон на квасе или пахте. В весенне-летний сезон преобладали блюда из дикорастущих трав, грибов и ягод. В осенне-зимний сезон  основную долю составляли овощи, мясо и молоко.

Среди популярных повседневных и праздничных напитков удмуртов - хлебный квас/сюкась и свекольный/варенча, пиво/сур, сусло/варсь, медовуха/мусур, шербет, пахта/аръян. Разнообразными были напитки из овощей и ягод: калины/шу ву, свеклы/горд кушман ву, черемухи/льöм ву, смородины/сутэр ву. Весной собирали березовый сок/сурсву. Популярны были горячие напитки на травах, заменяющие чай. Их готовили из свежих или сухих трав и листьев - душицы, зверобоя, смородины, мяты и др. Готовили напитки из сушеной моркови. Из алкогольных напитков известен хлебный самогон/кумышка/аракы/курыт ву/удмурт вина.

Красный угол избы с празднично накрытым столом.  УАССР, Алнашский р-н, д.Кузебаево, 1980 г.
Красный угол избы с празднично накрытым столом. УАССР, Алнашский р-н, д.Кузебаево, 1980 г.
В ожидании каши. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья.
В ожидании каши. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья.

Встречались в народной кухне удмуртов и сладости. Это, прежде всего, мёд. В прошлом  различные кушанья готовили из семян конопли и льна. Это семя, сваренное в меду, коржики с конопляным семенем/кенэмен кöмеч, толченое конопляное семя/ кенэм зырет. В качестве сладостей употребляли сушеные ягоды, морковь, брюкву, репу. Такими лакомствами угощали друг друга во время молодежных игр и гуляний.

Традиционные удмуртские блюда. Фото К.И. Куликова.
Традиционные удмуртские блюда. Фото К.И. Куликова.
Угощение ряженых. Д. Каменное Игринского района Удмуртской Республики. 2004 год. Фото Е.В. Поповой.
Угощение ряженых. Д. Каменное Игринского района Удмуртской Республики. 2004 год. Фото Е.В. Поповой.

Пища занимала важное место в обрядах и молениях удмуртов. Например, все семьи несли на общественные моления кушанья, которые обязательно освящались жрецом. Хлеб и небольшую часть всего принесенного откладывали в общее ритуальное блюдо. Освященная еда, по народным представлениям, считалась целебной и служила оберегом. Особыми функциями наделяли хлеб, специально испеченный из муки нового урожая. Его пекли ежегодно осенью, используя для закваски кусок прошлогоднего хлеба из воршудного короба. В дни календарных праздников после освящения еды и общественного моления проходили обрядовые трапезы, которые, по народным представлениям, способствовали исполнению  просьб, высказанных в молитвах-куриськонах. Обрядовыми блюдами, кроме хлеба и выпечки, были каша, блины, блюда из яиц, масло. Каша считалась обязательной во всех земледельческих и многих календарных обрядах, ее готовили на родины, свадьбы и похоронно-поминальные обряды. Подавали кашу и во время помочей.

Термины, обозначающие пищу или отдельные блюда, нашли отражение и в обозначении многих обрядов: гершыд (буквально: суп в честь плуга) - весенний праздник плуга, выль ӝук - новая каша, новины, каша из нового урожая. В числе таких обозначений  выль шыд/ вандос шыд - новый суп - праздник и название блюда из овощей и злаков нового урожая. Обозначение каши, супа и других блюд встречается в названиях семейных обрядов: кöкы шыд - обряд первого укладывания в колыбель, вöй сиён - моление и первая трапеза в честь новорожденного. Блюда были в основе трапез, направленных на размножение домашнего скота:  ӵöжы сиён - трапеза после отёла коровы с приглашением односельчан и приготовлением блюда из молозива. Молодежные игры и посиделки часто предполагали приготовление определенного блюда, которое отразилось в названии: пукон табань/обряд, главным угощением которого были лепешки/табань, приготовленные девушками. Приглашение на какое-то блюдо или застолье представляло иносказание. Например, приглашение «на овсяный кисель» означало приглашение на помочи по прядению.

Изготовление перепечей. Центр удмуртской культуры. д. Сундур Игринского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.
Изготовление перепечей. Центр удмуртской культуры. д. Сундур Игринского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.
Приготовление национального блюда. Пресные шанежки снимаются с противня (куар нянь шаньги). 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н, д. Шабердино.
Приготовление национального блюда. Пресные шанежки снимаются с противня (куар нянь шаньги). 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н, д. Шабердино.

Изменения последних лет, происшедшие в составе блюд, продуктах традиционной кухни, структуре питания, находятся в русле общероссийских традиций развития материальной культуры в целом. Но при всем этом современная повседневная кухня удмуртов, и особенно ритуальная,  сохранила многие традиционные блюда.