Пища
|
Пельмени. Фото К.И. Куликова. |
|
|
|
Л. С. Христолюбова
|
ПИЩА/сиён/шыд-нянь - еда, трапеза. Традиции питания, состав продуктов и блюд определяются основными хозяйственными
занятиями народа. Основу народной кухни удмуртов составляет растительная пища, приготовленная из злаковых, бобовых, овощных
культур и дикорастущих трав, дополненная продуктами животноводства (мясо, молоко).
Различается пища повседневная, праздничная, обрядовая. В повседневном питании преобладали супы и разные виды похлебок,
каши. Популярна была мучная завариха/сезьпызь с постным маслом, которую обычно запивали молоком.
|
|
Традиционная выпечка - пирожки и блины с начинкой. Фото К.И. Куликова. |
|
|
|
Блюда традиционной кухни. Фото К.И. Куликова. |
|
Праздничную пищу, более трудоемкую и калорийную, готовили в воскресенье, в определенные праздники и на обряды. Это разная
выпечка: блины/мильым, лепешки/табань, ватрушки из пресного теста/перепеч/пересьмон, шаньги,
пироги/ куасам нянь, коврижки/бискыли/ юача, запеканки. Мясо варили кусками и подавали на стол в отдельной
тарелке или в бульоне. Кашу ӝук варили на мясном бульоне или молоке. Готовили из яиц омлет, запеканки/курегпуз
табань, подавали на стол разрезанные пополам вареные яйца в топленом масле/вöйын курегпуз/кукей пилем.
На праздничный стол, как символ достатка, ставили тарелку топленого масла/вöй, иногда с кусочками сливочного сверху.
Зимой стряпали пельмени/пельнянь.
Пища имела и существенные сезонные различия. В летнее время, особенно в период полевых работ, основу дневного рациона составляли
похлебки, толокно/ ӝожон на квасе или пахте. В весенне-летний сезон преобладали блюда из дикорастущих трав,
грибов и ягод. В осенне-зимний сезон основную долю составляли овощи, мясо и молоко.
Среди популярных повседневных и праздничных напитков удмуртов - хлебный квас/сюкась и свекольный/варенча,
пиво/сур, сусло/варсь, медовуха/мусур, шербет, пахта/аръян. Разнообразными были напитки
из овощей и ягод: калины/шу ву, свеклы/горд кушман ву, черемухи/льöм ву, смородины/сутэр ву.
Весной собирали березовый сок/сурсву. Популярны были горячие напитки на травах, заменяющие чай. Их готовили из свежих
или сухих трав и листьев - душицы, зверобоя, смородины, мяты и др. Готовили напитки из сушеной моркови. Из алкогольных напитков
известен хлебный самогон/кумышка/аракы/курыт ву/удмурт вина.
|
|
Красный угол избы с празднично накрытым столом. УАССР, Алнашский р-н, д.Кузебаево, 1980 г. |
|
|
|
В ожидании каши. Апрель 1993 г., Татарстан, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья. |
|
Встречались в народной кухне удмуртов и сладости. Это, прежде всего, мёд. В прошлом различные кушанья готовили из
семян конопли и льна. Это семя, сваренное в меду, коржики с конопляным семенем/кенэмен кöмеч, толченое конопляное
семя/ кенэм зырет. В качестве сладостей употребляли сушеные ягоды, морковь, брюкву, репу. Такими лакомствами угощали
друг друга во время молодежных игр и гуляний.
|
|
Традиционные удмуртские блюда. Фото К.И. Куликова. |
|
|
|
Угощение ряженых. Д. Каменное Игринского района Удмуртской Республики. 2004 год. Фото Е.В. Поповой. |
|
Пища занимала важное место в обрядах и молениях удмуртов. Например, все семьи несли на общественные моления кушанья, которые
обязательно освящались жрецом. Хлеб и небольшую часть всего принесенного откладывали в общее ритуальное блюдо. Освященная
еда, по народным представлениям, считалась целебной и служила оберегом. Особыми функциями наделяли хлеб, специально испеченный
из муки нового урожая. Его пекли ежегодно осенью, используя для закваски кусок прошлогоднего хлеба из воршудного короба. В
дни календарных праздников после освящения еды и общественного моления проходили обрядовые трапезы, которые, по народным представлениям,
способствовали исполнению просьб, высказанных в молитвах-куриськонах. Обрядовыми блюдами, кроме хлеба и выпечки,
были каша, блины, блюда из яиц, масло. Каша считалась обязательной во всех земледельческих и многих календарных обрядах, ее
готовили на родины, свадьбы и похоронно-поминальные обряды. Подавали кашу и во время помочей.
Термины, обозначающие пищу или отдельные блюда, нашли отражение и в обозначении многих обрядов: гершыд (буквально:
суп в честь плуга) - весенний праздник плуга, выль ӝук - новая каша, новины, каша из нового урожая. В числе
таких обозначений выль шыд/ вандос шыд - новый суп - праздник и название блюда из овощей и злаков нового урожая.
Обозначение каши, супа и других блюд встречается в названиях семейных обрядов: кöкы шыд - обряд первого укладывания
в колыбель, вöй сиён - моление и первая трапеза в честь новорожденного. Блюда были в основе трапез, направленных
на размножение домашнего скота: ӵöжы сиён - трапеза после отёла коровы с приглашением односельчан и приготовлением
блюда из молозива. Молодежные игры и посиделки часто предполагали приготовление определенного блюда, которое отразилось в
названии: пукон табань/обряд, главным угощением которого были лепешки/табань, приготовленные девушками.
Приглашение на какое-то блюдо или застолье представляло иносказание. Например, приглашение «на овсяный кисель» означало
приглашение на помочи по прядению.
|
|
Изготовление перепечей. Центр удмуртской культуры. д. Сундур Игринского района Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В.
Поповой.
|
|
|
|
Приготовление национального блюда. Пресные шанежки снимаются с противня (куар нянь шаньги). 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н,
д. Шабердино.
|
|
Изменения последних лет, происшедшие в составе блюд, продуктах традиционной кухни, структуре питания, находятся в русле
общероссийских традиций развития материальной культуры в целом. Но при всем этом современная повседневная кухня удмуртов,
и особенно ритуальная, сохранила многие традиционные блюда.
|
|
|