Хлеб
|
|
|
Л. С. Христолюбова
|
ХЛЕБ/нянь/ю-нянь. Основным продуктом питания, символом достатка и благополучия у земледельческих народов был хлеб.
В народе этим термином называют и многие зерновые культуры (полба, рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха). Поэтому слово
«хлеб» ю-нянь встречается в обозначении зерновых культур, разных видов выпечки из злаков. Хлеб –
это каравай/нянь сукыри/колды, лепешки/ табань (от таба нянь – «хлеб, испеченный на
сковороде»), пельмени/ пельнянь (хлебное ушко), пироги/куасам нянь (загнутый хлеб). В названиях разного
вида пирогов также подчеркивается их основа - хлеб: делали с разной начинкой – чорыген нянь (хлеб с рыбой/
рыбный пирог), кубистаен нянь (капустный пирог).
|
|
Лепешки. д. Сундур Игринского района, Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой. |
|
|
|
Традиционная выпечка – пирожки и блины с начинкой. Фото К.И. Куликова. |
|
Составляя основу питания, хлеб в сознании земледельца представлял самую большую ценность: Нянь зарнилэсь но дуно
(Хлеб дороже золота). Такое отношение к хлебу отражало его важное место в народной культуре. Высшей оценкой человека служило
сравнение его с ржаным хлебом: ӟег нянь кадь ӟеч (Хорош, как ржаной хлеб). Обычай предписывал
относиться к хлебу с особым почтением: его не разрешали ронять на пол, переворачивать каравай. Нарезали хлеб, бережно прижимая
к груди, часто предварительно перекрестив его ножом. На гостевой, свадебный стол клали целый каравай.
Хлеб считали оберегом. Утром, выходя из дома, его следовало непременно отведать. Отправляясь в дорогу, с собой
брали хотя бы небольшой ломоть. В таких случаях удмурты даже говорили: Нянен кыз улын но умой (С хлебом и под елью
хорошо). Хлеб считали символом прочности клятвы. Верили, что человек, поклявшийся на хлебе, не сможет солгать.
|
|
Встреча гостей с хлебом. с. Светозарево Кировской области. 2006 год .Фото К.И. Куликова. |
|
|
|
Приготовление национального блюда. Пресные шанежки снимаются с противня (куар нянь шаньги). 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н,
д. Шабердино.
|
|
Хлеб в культуре удмуртов, как и у всех земледельческих народов, наделяется высоким семиотическим статусом. Во многих обрядах
хлеб является оберегом, символом благополучия и достатка. Весной, в день первого выгона скота на пастбище, домашним
животным давали хлеб, чтобы они возвращались домой. Во время сватовства считали добрым знаком, если при визите сватов на столе
был целый каравай. В случае отказа сваты старались унести хлеб со стола. С другой стороны, отказ девушки отведать хлеба, предложенного
сватами, рассматривался как отказ выйти замуж. Принять же хлеб – значило дать согласие на замужество.
|
|
Раскладка теста для шанежек в формы для хлеба. Жительница д. Варклед-Бодья С.Н.Назарова, 1929 г.р. 1989 г. ТАССР, Агрызский
р-н.
|
|
|
|
Жернов для изготовления крупы. с. Тыловай Дебесского района. 2007. Фото И.Л. Поздеева. |
|
|
|