Хлеб


Л. С. Христолюбова

ХЛЕБ/нянь/ю-нянь. Основным продуктом питания, символом достатка и благополучия у земледельческих народов был хлеб. В народе этим термином называют и многие зерновые культуры (полба, рожь, пшеница, ячмень, овес,  гречиха). Поэтому слово «хлеб» ю-нянь  встречается в обозначении зерновых культур, разных видов выпечки из злаков. Хлеб – это каравай/нянь сукыри/колды, лепешки/ табань (от таба нянь – «хлеб, испеченный на сковороде»), пельмени/ пельнянь (хлебное ушко), пироги/куасам нянь (загнутый хлеб). В названиях разного вида пирогов также подчеркивается их основа - хлеб: делали с разной начинкой – чорыген нянь (хлеб с рыбой/ рыбный пирог), кубистаен нянь (капустный пирог).

Лепешки.  д. Сундур Игринского района, Удмуртской Республики. 2005 год.  Фото Е.В. Поповой.
Лепешки. д. Сундур Игринского района, Удмуртской Республики. 2005 год. Фото Е.В. Поповой.
Традиционная выпечка – пирожки и блины с начинкой. Фото К.И. Куликова.
Традиционная выпечка – пирожки и блины с начинкой. Фото К.И. Куликова.

Составляя основу питания, хлеб в сознании земледельца представлял самую большую ценность: Нянь зарнилэсь но дуно (Хлеб дороже золота). Такое отношение к хлебу отражало его важное место в народной культуре. Высшей оценкой человека служило сравнение его с ржаным хлебом: ӟег нянь кадь ӟеч (Хорош, как ржаной   хлеб). Обычай предписывал относиться к хлебу с особым почтением: его не разрешали ронять на пол, переворачивать каравай. Нарезали хлеб, бережно прижимая к груди, часто предварительно перекрестив его ножом. На гостевой, свадебный стол клали целый каравай.

Хлеб считали оберегом. Утром, выходя из дома, его следовало непременно   отведать. Отправляясь в дорогу, с собой брали хотя бы небольшой ломоть. В таких случаях удмурты даже говорили: Нянен кыз улын но умой (С хлебом и под елью хорошо). Хлеб считали символом прочности клятвы. Верили, что человек, поклявшийся на хлебе, не сможет солгать.

Встреча гостей с хлебом. с. Светозарево Кировской области. 2006 год .Фото К.И. Куликова.
Встреча гостей с хлебом. с. Светозарево Кировской области. 2006 год .Фото К.И. Куликова.
Приготовление национального блюда. Пресные шанежки снимаются с противня (куар нянь шаньги). 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н, д. Шабердино.
Приготовление национального блюда. Пресные шанежки снимаются с противня (куар нянь шаньги). 1981 г. УАССР, Завьяловский р-н, д. Шабердино.

Хлеб в культуре удмуртов, как и у всех земледельческих народов, наделяется высоким семиотическим статусом. Во многих обрядах хлеб является оберегом, символом благополучия и достатка. Весной, в день первого выгона скота на   пастбище, домашним животным давали хлеб, чтобы они возвращались домой. Во время сватовства считали добрым знаком, если при визите сватов на столе был целый каравай. В случае отказа сваты старались унести хлеб со стола. С другой стороны, отказ девушки отведать хлеба, предложенного сватами, рассматривался как отказ выйти замуж. Принять же хлеб – значило дать согласие на замужество.

Раскладка теста для шанежек в формы для хлеба. Жительница д. Варклед-Бодья  С.Н.Назарова, 1929 г.р. 1989 г. ТАССР, Агрызский р-н.
Раскладка теста для шанежек в формы для хлеба. Жительница д. Варклед-Бодья С.Н.Назарова, 1929 г.р. 1989 г. ТАССР, Агрызский р-н.
Жернов для изготовления крупы. с. Тыловай Дебесского района. 2007. Фото И.Л. Поздеева.
Жернов для изготовления крупы. с. Тыловай Дебесского района. 2007. Фото И.Л. Поздеева.