Кумышка


Г. А. Никитина

КУМЫШКА/ самогон. Фольклорно-этнографический материал свидетельствует, что кумышка в удмуртском обществе играла утилитарную, коммуникативную, символическую, этнодифференцирующую, знаковую роли, нередко употреблялась в качестве лечебного и магического средства. Особое пристрастие удмуртов к   кумышке, на что обратили внимание еще многие дореволюционные исследователи, имело, по-видимому, ритуальный характер. Несколько раз в году, обычно в дни  жертвоприношений, календарных обрядов, некоторых семейных празднеств, например, свадеб, удмурты предавались коллективному санкционированному опьянению.

Аппарат для кумышковарения, установлен в куале. 1980 г. ТАССР, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья.
Аппарат для кумышковарения, установлен в куале. 1980 г. ТАССР, Агрызский р-н, д. Ваклед-Бодья.
Красный угол избы с празднично накрытым столом.  УАССР, Алнашский р-н, д.Кузебаево, 1980 г.
Красный угол избы с празднично накрытым столом. УАССР, Алнашский р-н, д.Кузебаево, 1980 г.

В будни и рабочие дни пьянство строго осуждалось. Несмотря на предполагаемую древность кумышки, исследователи не смогли обнаружить в традиционном удмуртском обществе сколько-нибудь значительного ее злоупотребления. Нормы морали, правила хорошего тона, гостевой этикет, связанные с употреблением опьяняющих напитков, ярко отражены в устном народном творчестве: «Кудӟем мурт визьтэмлэсь но урод» (Пьяный хуже дурака), «Курытсэ юыса, ӟече уд поты» (От горькой не будет добра). Осознание безусловного вреда для здоровья, чувство опасности, грозящей обществу, заставляло общину всегда быть на страже и ограничивать употребление алкоголя.